Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией

Новая педагогика » Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией

Ринолалия (от греч. rhinos – нос, lalia – речь) – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. В совокупности эти патологические факторы приводят к тому, что у ребенка нарушается артикуляция и тональность произношения звуков. При тяжелой степени врожденных нарушений развивается неспособность свободного движения мышц языка, верхней губы и мягкого неба.

В классификациях речевых расстройств ринолалия может рассматриваться либо как самостоятельное нарушение (М.Е. Хватцев), либо как форма механической дислалии (О.В. Правдина, В. Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под названием ринофония (Зееман). Однако сегодня, ринолалия трактуется как самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

По классификации ВОЗ ринолалия причислена к голосовым расстройствам. Именно несбалансированный резонанс провоцирует развитие всех других патологических изменений фонетической стороны речи. При врожденных расщелинах нёба или нёбно-глоточной недостаточности носовая полость становится парным резонатором ротовой. В соответствии с законами акустики частота колебаний этого парного резонатора накладывается на частоту колебаний основного тона. В результате значительно изменяется акустический спектр голоса. В нем появляются дополнительные форманты назализации. Носовой резонанс или открытая назализация лишают голос звонкости и полетности. Голос становится монотонным, гнусавым, глухим. Во время фонации происходит патологическое изменение резонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытая ринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).

Основные симптомы и признаки ринолалии у детей:

– гнусавость голоса;

– произношение большинства звуков «в нос»;

– видимые дефекты мягкого неба;

– ощущение постоянной заложенности носа у малыша.

Механизм развития ринолалии достаточно сложный. Комплекс факторов, ведущих к нарушению речевой активности, включает в себя следующие стадии:

– врожденная аномалия развития речевого аппарата;

– в процессе формирования речевых навыков это приводит к неправильному закреплению алгоритма движения мышц неба и языка;

– в возрасте 2–3 лет у ребенка формируется своеобразная манера произношения звуков и букв;

– к 5 годам может произойти частичная атрофия мышечного аппарата верхней губы и мягкого неба.

На последней стадии коррекция ринолалии практически невозможна. Даже при оперативном вмешательстве речь ребенка восстанавливается только в половине случаев.

При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого нёба, боковых и задних стенок глотки. Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки (валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное – при с, обычно в 6–7 раз сильнее, чем при а. При нормальном произнесении назальных звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах – открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может быть органическая и функциональная.

Открытая ринолалия – это сквозная расщелина между ротовой и носовой полостями. Это более распространенное речевое нарушение, чем закрытая ринолалия. Причина – нарушение преграды между ротовой и носовой полостями. Воздушная струя слабая, во время речи проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего изменяется тембр всех звуков, возникает носовой резонанс при их произнесении. При этом носовые звуки характеризуются повышенным носовым оттенком – гиперназализацией.

Органическая открытая ринолалия – может быть врожденная (следствие врожденных расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба) и приобретенная (следствие травм, параличей, парезов, рубцов, опухолей); функциональная открытая ринолалия – дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба, его гипофункцией без явных признаков органического повреждения, недостаточным подъемом при фонации (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), а также обусловлен нарушением контроля собственной речи при сниженном слухе или при подражании назальной речи.

Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая открытая ринолалия. Чаще всего она встречается у физически ослабленных детей с пониженным мышечным тонусом. При данной форме ринолалии нарушения речь затруднена. Произношение слов абсолютно неразборчиво. Ротовые звуки приобретают назальность, наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых, ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Воздушная струя в ротовой полости настолько слабая, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимых для образования звука р.

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Речевой выдох направлен только через рот при всех звуках. Особенно сильно страдают носовые звуки: м, мь, н, нь.

При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б' д, д'.

Носовой резонанс отсутствует, поэтому носовые звуки звучат как ротовые: м заменяется на б, н заменяется на д, мь – на бь, нь – на дь. (В норме в процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость.) Такая замена звуков сильно корёжит понятийный аппарат речи. Бывает частичное закрытие прохода воздушной струи через нос. В этом случае звук м звучит как сочетание звуков мб, а звук н – как нд.

В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный – неназальный, что влияет на ее разборчивость.

При данной форме ринолалии резко страдает произношение и гласных звуков, которые лишаются некоторых тоновых характеристик, из-за оглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях, что значительно обедняет их звучание. Они смазаны, имеют мертвый неестественный оттенок. Основные причины:

1) органические изменения в носовом пространстве, закрывающие проход воздушной струи в носовую полость;

2) функциональные расстройства мягкого неба, небной занавески, небно-глоточного клапана, который пропускает воздух в носовую полость.

Органическая закрытая ринолалия возникает вследствие анатомических изменений в носовой или носоглоточной полости. В этом случае необходимо хирургическое вмешательство, устранение причины непроходимости носовой полости. Как правило, с устранением этих причин носовое дыхание нормализуется и дефект исчезает. Если же улучшения речи не происходит, то в дальнейшем проводят те же логопедические упражнения, что и при функциональном нарушении.

В зависимости от локализации поражения анатомических структур – полости носа или полости носоглотки – М. Зееман подразделяет органическую закрытую ринолалию на два вида: переднюю закрытую ринолалию – при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую ринолалию – при уменьшении носоглоточной полости. Передняя закрытая ринолалия и ее причины: хронический насморк, приводящий к гипертрофии слизистой носа, разращения в носовой полости (полипы, опухоли), искривление носовой перегородки. Задняя закрытая ринолалия возникает при уменьшении носоглоточной полости. Причины: разращения в носоглотке (большие аденоидные разращения, фибромы, носоглоточные полипы, опухоли носоглотки)

При функциональная закрытой ринолалии каких-либо органических повреждений в носовой или носоглоточной полости не отмечается. Наблюдается гиперфункция (повышенная функция) мягкого неба, оно всегда приподнято и преграждает путь воздушной струе в носовую полость, воздушная струя идет через рот. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической ринолалии. Чаще всего это нарушение возникает у детей с невротическими расстройствами. Причина заключается в поражении центральной нервной системы, а не самого мягкого неба. Встречается часто, но не всегда правильно распознается. В некоторых случаях функциональная закрытая ринолалия сохраняется как привычная после удаления аденоидов.

Коррекционная работа по устранению функциональной закрытой ринолалии включает те же направления, что и при органической закрытой ринолалии, но, учитывая, что в данном случае нарушение носит центральный характер, в некоторых случаях логопедическое воздействие является недостаточным, и требуется консультация врача-невролога.

Смешанная ринолалия – состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения. Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения. Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонансе, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса. Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях, служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием, с задержкой умственного развития, с олигофренией (разной степени выраженности). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микрознаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. Кроме того, частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. В ряде случаев ринолалия отрицательно влияет не только на формирование личности ребенка, но и на формирование высших уровней познавательной деятельности.

Ринолалия, обусловленная врожденными расщелинами губы и неба, представляет собой серьезную проблему для различных отраслей медицины и логопедии. Она является предметом внимания хирургов-стоматологов, ортодонтов, детских оториноларингологов, психоневрологов и логопедов. Своевременное коррекционное воздействие при ринолалии создает благоприятные условия для развития этих детей.

Другое о образовании:

Система образования в России
Национальная доктрина и модернизация образования в России. В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положений, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя при ...

Виды лепки, используемые в специальной коррекционной школе
Взаимосвязь занятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляется достаточно отчётливо на каждом уроке. Особенно заметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие ...

Психолого-педагогическая и физиологическая характеристика младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья
В отечественной и зарубежной возрастной психологии существует множество классификаций относительно основных периодов детства. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Однако, в отечественной науке принято выделять следу ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru