Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией

Новая педагогика » Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией » Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией

Страница 2

До операции, как правило, решаются следующие задачи:

– освободить от компенсаторных движений лицевых мышц;

– подготовить правильное произношение гласных звуков;

– подготовить правильную артикуляцию доступных согласных звуков.

После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Необходимо:

– развить подвижность мягкого нёба;

– устранить неправильный уклад органов артикуляции при произнесении звуков;

– подготовить произношение всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков М и Н).

Специфические упражнения проводит только логопед:

– массаж мягкого нёба (в послеоперационный период);

– гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

– артикуляционная гимнастика;

– голосовые упражнения.

Основная их цель состоит в следующем:

– увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

– улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

– выработать контроль за работой небно-глоточного затвора.

На индивидуальных занятиях в дооперационный период необходимо устранить компенсаторные движения лицевых мышц, выработать первоначальные навыки ротового выдоха, подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению доступных гласных и согласных звуков. Развитие подвижности органов артикуляции способствует устранению побочных напряжений мимической мускулатуры крыльев носа, губ и щек и сокращает сроки последней коррекции.

После операции с детьми проводится интенсивная работа по развитию подвижности мягкого нёба, тренировке четкого ротового выдоха. В дополнение к традиционным логопедическим приемам осуществляется массаж мягкого нёба.

При составлении индивидуального плана работы с ребенком, логопед вычленяет два направления: нормализацию звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.

Первое направление, наиболее трудоемкое, так как предусматривает устранение первичного дефекта, в свою очередь, включает ряд специальных разделов. К ним относятся:

I. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на два момента: нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назальности при их произнесении.

II. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (стечение согласных), а также в многосложных словах и в конце фразы.

III. Фонематическое восприятие. Нечеткое различение звуков на слух сопоставляется с их артикуляцией. Ребенок может нечетко различать только неправильно произносимые звуки (т.е. с неправильным артикуляционным укладом) или целые группы звуков независимо от степени их артикуляционного искажения за счет общей низкой разборчивости речи.

Успешное преодоление указанных нарушений возможно при систематическом и упорном использовании специальных упражнений, описанных выше. Они должны входить составной частью в каждое занятие, сначала занимая большую его часть, а затем сохраняя роль тренировочной настройки речевого аппарата. Звуки, произносимые нормально (без утечки воздуха через носовые ходы), также должны повторяться на каждом занятии, так как детям с ринолалией свойственна быстрая утеря приобретенных навыков звучной речи.

В первый период на индивидуальных занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков А, Э, 0, У, Ы и согласных П, П'; Ф, Ф'; В, В'; Т, Т'; постановка и первоначальное закрепление звуков К, К'; Х, Х'; С, С'; Г, Г'; Л, Л'; Б, Б'.

Во втором периоде изучаются звуки И; Д, Д'; 3, 3'; Ш; Р.

В третьем периоде изучаются звук Ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка. Звуки, которые произносятся с требуемой артикуляцией и без назального оттенка (или с очень незначительным и не постоянным), выделяются для дифференциации.

Большое место отводится дифференциации ротовых-носовых звуков, т.е. М-П; М'-П'; Н-Д; Н-Т; М-Б; М'-Б'.

Таким образом, осуществляется одновременно – устранение недостатков артикуляции звуков и назального оттенка.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Методика разучивания песни на уроке
Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Что бы воплотить в исполнение художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего обращения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую трудоёмкую предварительную ...

Воспитание и самовоспитание
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения до ...

Общие сведения о деятельности Платона
Древнегреческий философ Платон (428/427 год до н. э. – 348/347 год до н. э.) родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение. Ученик Сократа. Платон считается основателем идеалистического направления в философии, известен тем, что нарисовал утопическую картину идеального рабовладе ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru