Кроме того, при проведении всех этапов эксперимента обращалось внимание на степень самостоятельности (необходимость и характер помощи, наличие потребности в самостоятельном выполнении задания).
При проведении выше описанного наблюдения мы получили следующие результаты. Количественные показатели наблюдения эксперимента отражены в таблице 1.
Таблица 1
Поведение детей в свободной деятельности, способность выполнять элементарные действия по подражанию, по образцу и самостоятельно (%) (первая диагностика)
Степень самостоятельности |
Дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью |
Дети с легкой интеллектуальной недостаточностью |
Дети с нормальным интеллектуальным развитием |
Отказывается от выполнения любых действий |
18 |
0 |
0 |
Выполняет все с помощью |
73 |
40 |
0 |
Выполняет действия самостоятельно, но иногда требуется помощь |
9 |
40 |
33 |
Все выполняет самостоятельно |
0 |
20 |
67 |
Как видно из выше приведенных данных. Между детьми представленных трех категорий имеются существенные различия не только в познавательных возможностях, но и в выполнении элементарных действий в процессе режимных моментов, в уровне развития действий, направленных на обследование предметов в процессе игр и специально организованных занятий.
У детей с интеллектуальной недостаточностью встречались грубые ошибки, заключавшиеся обследовании предметов в процессе игры. Такие грубые ошибки редко встречались в действиях детей с нормальным интеллектуальным развитием, хотя они иногда нуждались в помощи педагога.
В процессе исследования среди детей с умеренной и тяжелой и легкой интеллектуальной недостаточностью выделилась небольшая группа детей, которые отказывались выполнять какие либо действия вообще.
Судить о способности детей выполнять элементарные действия по подражанию, по образцу и самостоятельно можно не только по количеству правильно выполненных действий, но и по анализу допущенных ошибок.
Анализ допущенных ошибок показал, что одни и те же рекомендуемые элементарные действия детьми выполняются неодинаково. Дети с интеллектуальной недостаточностью различной степени на начальных этапах обучения испытывают определенные трудности, и нуждаются в помощи взрослого. Рисунок 1 иллюстрирует данные убеждения.
Рис. 1 - Выполнение элементарные действия по подражанию, по образцу и самостоятельно (%)
Таким образом, по первой серии исследования можно сделать следующие выводы.
Другое о образовании:
Особенности современного аксиоматического подхода
В настоящее время аксиоматический подход понимается как «способ построения научной теории, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения, называемые аксиомами теории, а все остальные предложения получаются как логические следствия аксиом». Аксиоматический метод зародился в работ ...
Выявление
навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения
С целью выявления музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на базе ДДУ №98 мною было проведено исследование. Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная (которая занималась по программе детского сада) – 11детей; 2 группа – экспериментальная (с которой проводилась ...
Сложности профессионального самоопределения
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию ...