Выявление навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения

Новая педагогика » Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста » Выявление навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения

Страница 1

С целью выявления музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на базе ДДУ №98 мною было проведено исследование.

Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная (которая занималась по программе детского сада) – 11детей; 2 группа – экспериментальная (с которой проводилась формирующая работа) – 11 детей. Всего в исследовании приняли участие 22 ребенка.

В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:

· Выявить уровень музыкального восприятия у детей в двух группах при слушании классической музыки;

· Формировать музыкальное мышление, память, воображение, осмысленное восприятие музыки в экспериментальной группе.

· Наблюдение, сравнение и анализ данных в двух группах.

Опытно-экспериментальная работа была составлена из трех этапов:

1. констатирующий этап

2. формирующий этап

3. контрольный этап.

Были использованы методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов исследования.

На первом констатирующем этапе педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе я предлагала детям выполнять определённые задания (слушали классическую музыку, отвечали на вопросы и т.д.), в результате которых был выявлен уровень музыкального восприятия у детей в двух группах.

На начальном этапе я определяла внимание детей к различным интонациям музыки. Определяла, умеют ли дети различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию. Умеют ли дети передавать эмоциональную окраску музыки путём выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; весёлую, задорную – лёгким звуком, в оживлённом темпе. Для этого детям было предложено послушать пьесу Петра Ильича Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома» (см. Приложение 3).

Дети должны были внимательно прислушаться к музыке и понять, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке. А также должны были определить, что эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая. После чего проводился сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.

В дальнейшем, на протяжении констатирующего этапа детям было предложено прослушать «Вальс» П.И. Чайковского из «Детского альбома», а также вальс И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». (см. Приложение 4) В ходе эксперимента определяла могут ли дети определить вальс по характеру: быстрый и медленный, торжественный и шутливый, праздничный и волшебный. Также выявляла способность детей подбирать различные слова к вальсу, умение детей слушая музыку что-либо представлять.

Также дети прослушивали «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана. (см. Приложение 5) После прослушивания дети должны были назвать особенности такого музыкального жанра, как марш. А также должны были определить отличия этих двух маршей. Дети отвечали, что в «Солдатском марше» музыка чёткая, громкая, бодрая, под неё можно маршировать, а в марше П.И. Чайковского музыка звучит тихо.

Качественная и количественная обработка результатов эксперимента проводилась в соответствии с критериями сформированности музыкального восприятия. Критерии и показатели сформированности музыкального восприятия представлены в таблице (см. Приложение 6).

Материалом для анализа послужили следующие показатели музыкального восприятия:

1. Воспринимает классическую музыку;

2. Проявляет эмоциональный отклик на музыку;

3. Различает жанры классической музыки;

4. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания;

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Живой уголок
Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с программой обучения в детском саду. Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста, и не способств ...

Происхождение аксиоматического метода
С самого зарождения математической науки как самостоятельной отрасли знания и на протяжении более чем двух тысячелетий математики занимались поиском истины и добились на этом пути выдающихся успехов. Необозримое множество теорем о числах и фигурах, казалось, служили неисчерпаемым источником абсолют ...

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru