Выявление навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения

Новая педагогика » Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста » Выявление навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения

Страница 1

С целью выявления музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на базе ДДУ №98 мною было проведено исследование.

Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная (которая занималась по программе детского сада) – 11детей; 2 группа – экспериментальная (с которой проводилась формирующая работа) – 11 детей. Всего в исследовании приняли участие 22 ребенка.

В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:

· Выявить уровень музыкального восприятия у детей в двух группах при слушании классической музыки;

· Формировать музыкальное мышление, память, воображение, осмысленное восприятие музыки в экспериментальной группе.

· Наблюдение, сравнение и анализ данных в двух группах.

Опытно-экспериментальная работа была составлена из трех этапов:

1. констатирующий этап

2. формирующий этап

3. контрольный этап.

Были использованы методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов исследования.

На первом констатирующем этапе педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе я предлагала детям выполнять определённые задания (слушали классическую музыку, отвечали на вопросы и т.д.), в результате которых был выявлен уровень музыкального восприятия у детей в двух группах.

На начальном этапе я определяла внимание детей к различным интонациям музыки. Определяла, умеют ли дети различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию. Умеют ли дети передавать эмоциональную окраску музыки путём выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; весёлую, задорную – лёгким звуком, в оживлённом темпе. Для этого детям было предложено послушать пьесу Петра Ильича Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома» (см. Приложение 3).

Дети должны были внимательно прислушаться к музыке и понять, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке. А также должны были определить, что эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая. После чего проводился сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.

В дальнейшем, на протяжении констатирующего этапа детям было предложено прослушать «Вальс» П.И. Чайковского из «Детского альбома», а также вальс И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». (см. Приложение 4) В ходе эксперимента определяла могут ли дети определить вальс по характеру: быстрый и медленный, торжественный и шутливый, праздничный и волшебный. Также выявляла способность детей подбирать различные слова к вальсу, умение детей слушая музыку что-либо представлять.

Также дети прослушивали «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана. (см. Приложение 5) После прослушивания дети должны были назвать особенности такого музыкального жанра, как марш. А также должны были определить отличия этих двух маршей. Дети отвечали, что в «Солдатском марше» музыка чёткая, громкая, бодрая, под неё можно маршировать, а в марше П.И. Чайковского музыка звучит тихо.

Качественная и количественная обработка результатов эксперимента проводилась в соответствии с критериями сформированности музыкального восприятия. Критерии и показатели сформированности музыкального восприятия представлены в таблице (см. Приложение 6).

Материалом для анализа послужили следующие показатели музыкального восприятия:

1. Воспринимает классическую музыку;

2. Проявляет эмоциональный отклик на музыку;

3. Различает жанры классической музыки;

4. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания;

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной деятельности учителя
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составля­ющей профессиональной деятельности. От того, насколько эф­фективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога. ...

Особенности развития детей в младшем школьном возрасте, влияющие на необходимость осуществления социальным педагогом психотерапевтической функции
Младший школьный возраст – период жизни ребенка примерно от 6 – 7 до 10 – 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах и среднем звене современной школы . Р.П. Ефимкина в книге «Детская психология» говорит о том, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведе ...

Анализ учебников по математики для 5-6 классов
Учебник под ред. Н.Я.Виленкина и др.наиболее распространен в общеобразовательных школах. В основном все задания подобраны для выработки основных навыков, то есть они являются стандартными. Что касается устных упражнений, то они являются достаточно скучными и не вызывают интереса у учащихся, так как ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru