Вопросы анкеты составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7.
Гипотеза: в начале обучения в начальной школе преобладают внешние мотивы. К 4 классу преобладающими становятся внутренние мотивы.
Учащимся раздали анкеты (приложение 1), а затем была дана инструкция: «Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. А для чего? почему вы учитесь? У каждого из вас есть листочек с ответами. Подумайте, как бы вы ответили на мой вопрос: «Почему вы учитесь?». Можно дать три ответа. Обведите их, пожалуйста, кружочком».
После того, как испытуемые отметили по три ответа, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследовании.
Для обработки результатов исследования была использована форма, приведенная в Приложении 2. Получены следующие данные. Таблица 1
Мотивация учащихся по видам мотивов
Распределение ответов | ||
1-Б класс | ||
число ответов |
% к итогу | |
внутренние мотивы |
21 |
38,9 |
внешние положительные мотивы |
12 |
22,2 |
внешние отрицательные мотивы |
21 |
38,9 |
Итого |
54 |
100,0 |
В первом классе преобладают внешние мотивы над внутренними (61,1% против 38,9%). При этом среди внешних мотивов доля отрицательных больше (38,9% против 22,2%).
Проанализируем, какие мотивы являются доминирующими для учащихся в 1 классе. Для этого используем форму, приведенную в Приложении 3.
Таблица 2
Анализ доминирования мотивов у учащихся 1 класса
Преобладающие мотивы |
Число ответов | |
1-Б класс | ||
число учащихся |
% к итогу | |
внутренние |
5 |
27,8 |
внешние положительные |
4 |
22,2 |
внешние отрицательные |
2 |
11,1 |
не доминирует |
7 |
38,9 |
Итого |
18 |
100,0 |
Среди учащихся первого класса очень велика группа детей, у которых нет доминирующих мотивов к учению (38,9%). Внешние отрицательные мотивы доминируют у 11,1% учащихся, внешние положительные – у 22,2%, внутренние – у 27,8%.
Изучение мотивации учения младших школьников в 4 классе
Анкетирование младших школьников в 4 классе
Другое о образовании:
Значение преподавания математики для формирования научного мировоззрения
школьников
Под мировоззрением понимают систему взглядов на окружающий нас мир, на возможность его познания человеком, на отношение к обществу и труду. Таким образом, мировоззрение представит собой целый комплекс представлений о реальном мире, о его познаваемости, об отношении человека к труду, к другим людям, ...
Модели и технологии дистанционного образования
Исторически дистанционное образование (ДО) прошло через следующие этапы: а) Использование одной технологии и отсутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом. Типичным примером является заочное обучение – обучение по переписке. б) Интегрирование различных технологий, упо ...
Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной
деятельности учителя
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составляющей профессиональной деятельности. От того, насколько эффективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога. ...