Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников

Новая педагогика » Педагогические средства развития культуры речи младших школьников » Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников

Страница 1

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развитие речи младших школьников, было проведено исследование.

Экспериментальная работа проводилась на базе 2 классов МОУ Погорельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа проводилась на базе экспериментального и контрольного классов. Эксперимент включал в себя 3 этапа:

а) констатирующий;б) формирующий;в) контрольный.

Контрольным классом являлся 2 «Б» класс. В эксперименте принимало участие 15 человек. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих учеников в классе нет. Опрос учащихся показал, что характер общего эмоционального климата в классе бодрый, жизнерадостный. К предмету русский язык отношение у большинства школьников положительное.

Экспериментальным классом являлся 2 «А» класс. В эксперименте принимало участие 15 человек. Как показали наблюдения и анализ школьной документации, неуспевающих учеников в классе нет, но уровень успеваемости различный. Опрос учащихся выявил, что характер эмоционального климата в классе бодрый. Отношение к предмету русский язык у большинства учащихся положительное.

Задачей констатирующего этапа исследования было выявить эффективные условия для развития речевых умений у младших школьников, при работе над сочинениями-описаниями на уроках развития речи.

На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» и «Б» классах школы. Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:

- умение строить описание (последовательно и связно описывать);

- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;

- умение использовать прилагательные в описательном тексте.

Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе» (см. Приложение 1). Анализ результатов.

Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);

«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

Общее количество всех работ (30) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 1:

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента

Возрастные группы

Умения

Умение строить описание

Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении

Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения

Умение использовать прилагательные в описательном тексте

Уровни развития умений

Экспериментальный класс 2 «А»

Высокий

59%

53%

53%

42%

Средний

35%

35%

29%

23%

Низкий

6%

12%

18%

35%

Контрольный класс 2 «Б»

Высокий

55%

50%

45%

36%

Средний

35%

35%

27%

18%

Низкий

10%

15%

28%

46%

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Характеристика игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает ...

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

Программа работы с одаренной молодежью в СГУ
Организация работы с одаренными учащимися в системе довузовской подготовки С целью совершенствования механизмов выявления, отбора одаренных школьников – будущих студентов университета, создания условий для развития их творческих возможностей целесообразно: - реализовать сетевой подход к объединению ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru