Изучение мотивации учения младших школьников в 1классе

Новая педагогика » Изменение отношения к учебе в младшем школьном возрасте » Изучение мотивации учения младших школьников в 1классе

Страница 3

Анкеты раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет преимущества и недостатка. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования не подходит для первого класса, так как дети еще плохо читают.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии.

Ответы оцениваются по 30-балльной шкале:

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20-24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дизадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Анкета проводилась в 4 «Б» классе СШ №2 г.Толочина, всего в классе 20 учеников, участвовало в анкетировании 17 учеников.

Таблица 4.

Обработка результатов:

Ученик

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень мотивации

1

Бондарев В.

1

0

3

3

3

3

0

0

3

1

17-вн.мот.

2

Ботвина К.

3

1

3

3

3

3

3

3

0

3

25-выс.

3

Борисовец А.

3

3

3

3

3

3

3

1

3

1

26-выс.

4

Гаврилова Н.

3

3

3

1

3

3

3

1

3

3

26- выс.

5

Ермолаева А.

3

3

0

1

0

3

3

1

1

1

16- вн.мот.

6

Кудян В.

3

3

1

0

0

3

1

0

1

0

12-низ.

7

Конюшко К.

3

3

3

3

0

1

3

3

3

3

25- выс.

8

Кремнёва В.

3

3

3

3

3

3

3

0

3

3

27- выс.

9

Латушкин В.

3

3

3

3

0

3

3

1

3

3

25-выс.

10

Любецкий И.

3

3

3

3

1

3

1

3

3

3

26- выс.

11

Михеев В.

3

1

3

3

0

1

3

1

3

1

19- вн.мот.

12

Матыль Ж.

3

3

3

3

0

0

3

0

3

3

21-ср

13

Овчинникова Л.

3

3

3

3

0

1

3

3

3

3

25-выс.

14

Парнюшко С.

3

3

0

0

1

1

3

0

0

0

11-низ.

15

Соловьёва А.

3

3

3

3

3

3

3

1

3

3

28 выс.

16

Ставер Я.

3

3

0

1

3

3

1

3

0

3

20-ср

17

Шныркевич Ж.

3

3

3

3

0

0

3

3

3

3

24-ср.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Понятие дидактических принципов обучения и их классификация
Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это ...

Так что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позиц
Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире. Техническое творчество позволяет не только отражат ...

Характеристика констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Прежде чем проводить опытно-экспериментальную работу, мы пытались выяснить, как используют игровые технологии в школе учителя различных предметов, и каковы, по мнению работающих учителей, причины сокращения применения игровых технологий в образовательном процессе средней школы. Подавляющее большинс ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru