Психологические вопросы организации внимания младших школьников на уроках

Новая педагогика » Психологические вопросы организации внимания младших школьников на уроках

Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания педагогом закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.

Актуальность проблемы изучения особенностей организации внимания у детей младшего школьного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, равно как и других процессов. Существуют различные способы и методы развития внимания на уроках.

Педагогу необходимо знать и учитывать особенности формирования внимания у детей младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания.

Любому педагогу известно, как трудно у детей поддерживать "внимание" в течение более или менее продолжительного времени. Дети легко отвлекаются, перебрасываются с предмета на предмет, с трудом могут сосредоточиться на какой-нибудь одной работе. Приходится их приучать быть внимательными, приучать останавливаться подолгу на одном каком-нибудь деле. Вся работа только тогда проводится хорошо, когда она проводится со вниманием, даже запоминаем мы лучше, если внимательны к данному материалу. Поэтому вся педагогика в значительной степени ставила своей задачей воспитание внимания.

Цель работы - изучение организации внимания младших школьников на уроках.

Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

Охарактеризовать внимание как психологическую категорию;

Определить возрастные особенности;

Определить особенности внимания младших школьников в контексте познавательной и учебной деятельности младшего школьника;

Раскрыть возможности применения различных методов организации и развития внимания на урока;

Охарактеризовать условия активизации непроизвольного и произвольного внимания на уроках;

Определить педагогическую эффективность методов для организации внимания.

В качестве объекта моего исследования я рассмотрела организацию внимания младших школьников на уроках.

Предметом данного исследования является ребёнок младшего школьного возраста.

Значимость данной работы заключается в том, что при работе с детьми младшего школьного возраста педагог должен иметь представление о:

психологических свойствах внимания,

возрастных особенностях внимания детей младшего школьного возраста,

различие произвольного и непроизвольного внимания,

теории и методике развития внимания и умение практически применять их практике. Что я и попыталась раскрыть в своей работе.

Методика организации и развития внимания на уроках, применяемая учителем, должна способствовать правильной организации внимания на уроках.

Внимание как психологическая категория, его виды, функции, возрастные особенности рассматривалось многими отечественными и зарубежными психологами.

В различной психологической и педагогической литературе рассматриваются вопросы изучения и формирования внимания младших школьников.

Многие авторы настаивают на первостепенной роли педагога и методике обучения. Очень многое зависит от личности педагога от его знаний о возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста и от способности учителя правильно организовать внимание, использовать грамотные методические приёмы для организации и развития внимания.

Теоретическим основанием данной работы являются работы отечественных и зарубежных психологов и педагогов:

о фундаментальных концепциях внимания Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С. Л.;

о прикладных исследованиях внимания Гальперина П. Я.,.;

исследования внимания с учётом возрастных особенностей Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Н. Волковой.

Другое о образовании:

Проектирование как ведущий образовательный тип деятельности
Проектирование как тип деятельности направлено на реализацию человеком своих идеальных схем и образов. Проектность – определяющая стилевая черта современного мышления, признак современной культуры, противопоставляющей себя канонической культуре. Проектная культура в предельном смысле предполагает с ...

Сущность и структура учебно-познавательной деятельности
Развитие человека происходит в деятельности, и закономерность этого процесса такова, что чем более активна деятельность человека, тем интенсивнее протекает его развитие. Активное формирование личности в младшем школьном возрасте осуществляется в процессе ведущего вида деятельности – учения. Результ ...

Развитие способностей у человека
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способности ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru