Использование наглядности на уроках как способ организации внимания

Новая педагогика » Психологические вопросы организации внимания младших школьников на уроках » Использование наглядности на уроках как способ организации внимания

Страница 1

Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач.

Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.

Сложностью на уроках является мобилизация внимания учащихся при повторении пройденного. Для учеников, знающих материал, это скучное занятие, которое кажется им ненужным, для тех, кто всё перезабыл, повторение - тяжёлая и неприятная работа. Задача учителя - сделать повторение интересным и полезным на уроке. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации, заинтересовать учеников приведением знаний в порядок, в определённую систему, чтобы они хорошо запоминались.

Разнообразие методов ведения урока и форм учебной работы - важнейшее условие поддержания внимания учащихся любых классов.

Как было отмечено выше, существуют психологические проблемы организации внимания на уроках у младших школьников. Дети быстро устают, могут быть внимательными не более 20 минут. Поэтому на любом этапе урока нужны наглядные средства.

Педагогическое мастерство учителя, умение хорошо излагать свой предмет основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Использование наглядности в педагогике является одной из основных проблем дидактики. Д. Ушинский считал, что наглядное обучение - "это такое учение, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком ."

Значение наглядности в учебном процессе рассматривается в связи с методическими задачами, которые ставятся перед средствами наглядности, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса.

Значение наглядности состоит в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, развивает внимание, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.

Проблема наглядности при обучении очень актуальна. Более того, принцип наглядности стал рассматриваться не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучении младших школьников.

Функции наглядности, в целом, состоят в следующем:

увеличить эффективность обучения,

помочь ученику усваивать материал более осмысленно, с большим интересом.

Функции наглядности, используемые на уроках:

презентация материала (в связной речи или в изолированном виде);

уточнение знания;

Наглядное обучение должно придерживаться строгих правил:

раскрывать сущность показываемого предмета систематически и по частям, чтобы новое основывалось на известном;

переходить к новому только тогда, когда усвоено предыдущее;

сначала обозревать предмет в целом, а затем переходить к анализу его частей;

всякий показ сопровождать объяснением, чтобы помочь учащимся правильно увидеть и понять предмет;

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Опытно-экспериментальная работа по изучению условий влияния мотивации учения на уровень образованности младших школьников
В результате изучения психолого-педагогической литературы, знакомства с существующим опытом работы по проблеме изучения индивидуальных особенностей мотивации учения у младших школьников была выдвинута Цель исследования: экспериментально изучить влияние мотивации учения на уровень образованности уча ...

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г.№181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее нео ...

Классификации методов психолого-педагогических исследования
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: · организационные; · эмпирические; · по способу обработки данных; · интерпретационные. К организационны ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru