Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач.
Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.
Сложностью на уроках является мобилизация внимания учащихся при повторении пройденного. Для учеников, знающих материал, это скучное занятие, которое кажется им ненужным, для тех, кто всё перезабыл, повторение - тяжёлая и неприятная работа. Задача учителя - сделать повторение интересным и полезным на уроке. Для этого при повторении важно применить новые иллюстрации, заинтересовать учеников приведением знаний в порядок, в определённую систему, чтобы они хорошо запоминались.
Разнообразие методов ведения урока и форм учебной работы - важнейшее условие поддержания внимания учащихся любых классов.
Как было отмечено выше, существуют психологические проблемы организации внимания на уроках у младших школьников. Дети быстро устают, могут быть внимательными не более 20 минут. Поэтому на любом этапе урока нужны наглядные средства.
Педагогическое мастерство учителя, умение хорошо излагать свой предмет основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.
Использование наглядности в педагогике является одной из основных проблем дидактики. Д. Ушинский считал, что наглядное обучение - "это такое учение, которое строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребёнком ."
Значение наглядности в учебном процессе рассматривается в связи с методическими задачами, которые ставятся перед средствами наглядности, с необходимостью и целесообразностью применения именно данного средства наглядности на данном конкретном этапе учебного процесса.
Значение наглядности состоит в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, развивает внимание, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.
Проблема наглядности при обучении очень актуальна. Более того, принцип наглядности стал рассматриваться не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучении младших школьников.
Функции наглядности, в целом, состоят в следующем:
увеличить эффективность обучения,
помочь ученику усваивать материал более осмысленно, с большим интересом.
Функции наглядности, используемые на уроках:
презентация материала (в связной речи или в изолированном виде);
уточнение знания;
Наглядное обучение должно придерживаться строгих правил:
раскрывать сущность показываемого предмета систематически и по частям, чтобы новое основывалось на известном;
переходить к новому только тогда, когда усвоено предыдущее;
сначала обозревать предмет в целом, а затем переходить к анализу его частей;
всякий показ сопровождать объяснением, чтобы помочь учащимся правильно увидеть и понять предмет;
Другое о образовании:
Система образования в России
Национальная доктрина и модернизация образования в России. В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Несмотря на всю привлекательность ее положений, несмотря на горячее желание воплощать призывы в жизнь, ее нельзя при ...
Методика разучивания песни на уроке
Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Что бы воплотить в исполнение художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего обращения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую трудоёмкую предварительную ...
Организация обучения элементам дизайна как условие развития изобразительного
творчества детей старшего дошкольного возраста
Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений ...