Вариативность альтернативных белорусских программ в воспитании дошкольников

Новая педагогика » Вариативность альтернативных белорусских программ в воспитании дошкольников

Программа – государственный документ, утвержденный Министерством образования, в котором определено содержание учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастных групп, цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста.

Программа помогает воспитателю строить педагогический процесс планово, видеть перспективу развития детей, осуществлять целостное формирование личности с ранних лет жизни, обеспечивает преемственность в воспитательно-образовательной работе на протяжении дошкольного детства, является ориентиром для воспитания детей в семье.

Существуют принципы построения программы в целом:

Концентрический – по мере взросления ребенка, усложняется содержание;

Линейный;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей;

Доступность;

Системность и последовательность расположения материала;

Связь с жизнью;

Развивающее обучение;

Единство воспитательной и образовательной работы;

Осуществление воспитания детей в деятельности.

Если говорить об истории создания программных документов для дошкольников, то необходимо упомянуть первый программный документ - «Инструкция по ведению очага и детского сада» (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. Были предложены примерные схемы и указания по оборудованию, размеры мебели, перечень детских игрушек, списки детской и воспитательной литературы.

В 1921 году выходит «Инструкция по ведению детского сада». Ведущим компонентом данного документа было физическое воспитание. Особенный упор был сделан на игру, была предпринята попытка сформулировать средства, методы воспитания.

Первый проект программы работы дошкольных учреждений был издан в 1932 году. Это была первая попытка определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Однако в ней недостаточно учитывались возрастные особенности и возможности детей, программа была перегружена познавательным материалом, не отводилось должного места игре.

В основу «Программ и внутреннего распорядка детского сада» (1934) была взята часть проекта 1932 года, ориентированная на организацию работы по «видам деятельности». Указанную программу в Беларуси приняли за основу.

«Программа воспитания в детском саду» (1962) – единая программа воспитательной работы с детьми с раннего возраста до поступления в школу, создана авторским коллективом научных работников Академии педагогических и Академии медицинских наук. Цель программы – ликвидировать межвозрастную разобщенность в воспитательном процессе.

В 1969 г. Вышла в свет усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», которая создана на основе научных исследований, в связи с переходом школы на новое содержание образования.

На основе исследований и опыта 70-х – начала 80-х годов была подготовлена «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду». Она учитывала введение обучения детей с 6-летнего возраста и предусматривала воспитание детей первых шести лет жизни в процессе разнообразных видов активной деятельности.

Другое о образовании:

Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования
Изменение политических и социально-экономических путей развития нашего общества выдвинуло на передний план новые требования к системе образования в целом и ее начальному звену — дошкольному воспитанию. Целью преобразований в сложившейся педагогической практике является создание условий для развития ...

Специфика методов изучения семьи
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организов ...

Характеристика игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru