К мерам, способствующим улучшению голоса до операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения.
После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выход и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиления нёбно-глоточного смыкания, постановки сбалансированного резонанса, выработки навыка правильного голосоведения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также компенсации расстройства двигательной функции гортани, если таковое уже имеется.
Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в комплексе с другими, направленными на исправление фонетической стороны речи. И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии:
1. Нормализация тембра.
2. Развитие природных голосовых данных детей.
3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата.
4. Воспитание навыков правильного голосоведения.
Меры, способствующие улучшению голоса детей до операции:
1) Постановка физиологического и фонационного дыхания.
2) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба.
3) Коррекция звукопроизношения.
Работа над голосом после операции:
1) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление небно-глоточного смыкания.
2) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства двигательной функции гортани, если таковое имеется.
Работа над голосом при ринолалии проводится поэтапно.
I этап. Голосовые упражнения начинаются с постановки гласных фонем.
II этап. Голосовые упражнения продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в развитии подвижности небной занавески (растягивают её, активизируют всю мускулатуру гортаноглотки).
Вначале поются [а] и [э], через 2 – 3 урока – [о], через неделю – [и] и последним [у]. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.
Вокальные упражнения начинаются с пения терций. Детям это трудно, но интервалы меньше 2 тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией.
К вокальным упражнениям приступают на 3 – 4 занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба, которую тренируют пением гласных в диапазоне терции одной октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми.
При практически неподвижной небной занавеске или лишь при подергивании её края начинают с пения [а] или [э] на одной ноте, затем терции и трезвучия. При расслаблении неба занятия немедленно прекращают. Гласные поют 2–3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано, под магнитофон или с голоса логопеда, начинают с низкого тона.
Терции и трезвучия поют не менее 3 недель, верхнюю ноту трезвучия поют дважды, не прерывая фонации (чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки), поют громко и тихо (для развития силы голоса), но не форсируют голос (иначе нёбо провисает, звук назализуется). Упражнения выполняются стоя.
Детский голос, как указывают В.Г. Ермолаев Н.Ф. Лебедева, требует максимально щадящего отношения, отсюда следуют правила:
Петь только в соответствующем возрасту диапазоне.
Не использовать крайние ноты присущего возрасту диапазона.
Петь на коротких певческих фразах.
Петь без напряжения, не очень громко.
Наиболее легко детские голоса до мутации звучат в следующих диапазонах (В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева):
3 – 4 года – ми1 – соль1 5 – 6 лет – ми1 – си1
7 – 10 лет – ре1 – ре2 10 – 14 лет – ми1 – ре2
Далее переходят к упражнениям для воспитания правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка. Начинают с изолированных гласных, потом их сочетаний (а, э, о, у, и).
Другое о образовании:
Специфика методов изучения семьи
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организов ...
Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку
Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку. Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно ...
Характеристика игровой деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте
Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин указывал на развивающее значение ориентировочных и функциональных действий (употребление предметов по назначению), в то же время не усматривая игры в предметных действиях ...