Логопедическое обследование детей с ринолалией

Страница 1

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Нарушения речи касаются различных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики; нарушения системы, обеспечивающие речевую функцию: дыхательная система, голосообразование, артикуляционный аппарат и т.д. Это значит, что обследование должно быть, с одной стороны, разносторонним, а с другой – индивидуальным в каждом конкретном случае в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения.

Надо отметить, что использование при обследовании какого-либо одного метода или приема еще не дает возможности судить о характере нарушения. Лишь использование и сопоставление результатов исследования, полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи, позволяет судить о дефекте и его глубине.

Обследование детей с врожденными расщелинами губы и нёба проводится только в форме индивидуального обследования. Это углубленное, часто многократное исследование в условиях логопедического кабинета школы. В процессе обследования данной категории детей используются следующие приемы: изучение документации (характеристика из детского сада, школы); изучение анамнестических данных (по истории развития ребенка, путем беседы с родителями); изучение заключений врачей-специалистов разных профилей; исследование самого ребенка в процессе игровой, учебной и других видов деятельности; исследование ребенка с помощью объективных методов исследования. Обследование детей с нёбной патологией осуществляется по специальной схеме (Приложение 2).

Вначале логопед изучает его медицинскую карту, проводит беседу с родителями для сбора анамнестических данных; особенностей протекания пренатального, натального, постнатального периодов; узнает количество и сроки операций; как происходило кормление, часто ли болели уши, сформированы ли навыки самообслуживания; занимался ли с ребенком логопед, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика; заключения специалистов.

После того как логопед собрал все необходимые данные, он приступает к обследованию. Схема обследования детей с ринолалией включает.

1) Обследование дыхания включает:

– тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное);

– частота дыхания (учащенное, норма);

– ритмичность дыхания (аритмичное, норма);

– носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);

– ротовой выдох (сформирован/не сформирован);

– направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована);

– речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное;

– глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).

2) Обследование качеств голоса включает:

– сила голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся)

– высота голоса (умение изменять голос по высоте, возможность голосовых модуляций): модулированный, не модулированный;

– тембр голоса (степень назализации – гиперназализация, сильная, умеренная, отсутствует; яркость, звонкость, глухость голоса, наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации).

3) Особенности голосовой функции выявляются в ходе обследования и беседы с детьми. Основной целью обследования состояния звукопроизношения является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают произнести слова и фразы, содержащие определенные звуки, отраженно за логопедом. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Рекомендации по усовершенствованию социальной работы по формированию положительного отношения подростков к здоровью
Проблема здоровья подрастающего поколения считается чрезвычайно важной во всем мире, так как оно является основным показателем благополучия общества и государства. В последние годы наблюдается неуклонный рост числа заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, возникновение кото ...

Психолого-педагогическая характеристика ребенка 3-х летнего возраста
По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, 3-х летний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологического развитие. К трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свой ...

О математических способностях
Выявление и развитие способностей учащихся является одним из основных назначений школы. Способности могут проявляться в самых разнообразных направлениях — к какому-нибудь виду мастерства, к литературе, к постановке физических опытов, к спорту и пр. Выявление и развитие математических способностей т ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru