Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности

Страница 5

На второй стадии целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному и осмысленному. Педагоги могут предложить детям найти ответ на вопрос: «С помощью каких средств выразительности композитор передает содержание произведения?» Дети отмечают контрастность музыкальных образов (ласковое, мягкое или торжественное, энергичное звучание музыки), различают простейшую структуру произведения (запев песни и припев, две или три части инструментального произведения, тембровое звучание музыкальных инструментов: фортепиано, баян, скрипка, флейта, кларнет и т. д.). Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим удовольствием. Все это закладывает предпосылки для дальнейшего формирования музыкального! вкуса.

Третья стадия – это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально- слуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого

восприятия музыки. Слушая уже знакомое произведение, ребенок по- своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характеризующие тяжело ступающего медведя, хитрую лису, подвижных зайцев и т. д. В связи с этим педагогам целесообразно проводить итоговые занятия по слушанию музыки, используя те произведения, которые дети слушали в течение всего промежутка времени (полугодие или год). На таких занятиях нужно дать детям возможность проявить элементы творчества в процессе слушания уже знакомых музыкальных произведений. Одной из эффективных форм повторения пройденного являются музыкальные викторины, игры типа «музыкальных загадок» и т. д.

Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее, -это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на слушателя, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. Затем он подводит к осознанию содержания музыкального произведения, которое оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навык слушания музыки (сосредоточенно от начала до конца, в полной тишине), умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию.

Предлагаемое деление процесса музыкального восприятия на стадии – определенная схема формирования образа восприятия. У разных по своим индивидуальным особенностям детей могут быть различные схемы. Однако эта последовательность является наиболее распространенной.

Формирование образа в процессе восприятия произведения основывается на узнавании музыки. Оно может проходить на любой из трех стадий восприятия. Ребенок может узнать музыкальное произведение, которое перед этим слышал только один раз. Узнавание музыки – качественно новый процесс, когда воспринимается не новое, а уже знакомое произведение. Главным элементом, по которому оно обычно узнается, является его мелодия. Кроме нее для полноценного восприятия музыкального произведения важны также: гармония, характерные особенности аккомпанемента, расположение голосов и общий характер их движения, способ исполнения. Музыка воздействует на детей благодаря целому комплексу выразительных средств. Это ладогармонический склад, тембр, темп, динамика,

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов
Возраст учащихся 5-6 классов находится на границе возраста младшего школьника (от 7 до 11 лет) и подросткового возраста ( от 11 до 15 лет). Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребёнок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учение для него – значим ...

Проблема эстетического вкуса и идеала в процессе эстетического воспитания дошкольников
Обратимся к проблеме эстетического вкуса и эстетического идеала у детей на ранних этапах развития – двух, на первый взгляд, различных категорий эстетики, но в которых фиксируются такие стороны эстетической жизни общества, одна из которых немыслима в отрыве от другой. Эстетический вкус – это наиболе ...

Экспериментальное исследование по изучению возможностей обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития изобразительного творчества
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 209 в период с 15 января по 28 марта 2008 года. В нем принимали участие дети старшей группы в количестве 5 человек (Васильева К., ПанкратовС., Магнолин Е., Кибкало С., Анато ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru