Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности

Страница 4

Выдающиеся музыканты – просветители, теоретики музыкального воспитания Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, Б. М. Теплов считали слушание музыки основой системы музыкального воспитания. Б. В. Асафьев говорил о необходимости всеобщего обучения детей слушанию музыки и педагогического руководства этой деятельностью, Б. Л. Яворский подчеркивал необходимость широкого ознакомления детей с классической музыкой, воспитания у них хорошего вкуса и любви к подлинному искусству. Он отвергал мнение о том, что «дети не поймут взрослой музыки», связывая решение этой проблемы с доступностью музыкального произведения и силой его эмоционального воздействия.

Выдающийся композитор XX века Д. Д. Шостакович, отмечая значение слушания музыки для музыкального развития детей и ее благотворное воздействие на формирование высоких нравственных качеств и духовной сферы ребенка, подчеркивал: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся . Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать . Любите музыку и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Единый по своей психофизической основе процесс формирования полноценного музыкального восприятия каждого музыкального произведения может быть условно разделен на несколько стадий, качественно отличающихся друг от друга. Эти стадии особенно четко выявляются в музыкальном восприятии неподготовленных слушателей, в частности у детей, но наличие их характерно и для восприятия музыки достаточно подготовленным слушателем.

Первая стадиямузыкального восприятия наступает при первом (а иногда и последующем) прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, смутностью, нерасчлененностью

впечатлений. Малоподготовленный слушатель, в том числе дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации. Например, ритмичный «Марш деревянных солдатиков», из «Детского альбома» П. И. Чайковского, вызывает у детей радость, хорошее настроение, эмоциональный подъем, а пьеса «Болезнь куклы», из того же альбома, заставляет грустить, переживать, жалеть. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребенок остается равнодушным к музыкальному произведению.

Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Занятие по слушанию музыки должно быть построено таким образом, чтобы дети могли услышать данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить его восприятие, В ряде случаев удается построить занятие так, что эта музыка звучит и большее количество раз. Глубина восприятия музыки на первой стадии зависит от разных причин: привлекательности для детей музыкального произведения, их общего развития и индивидуальных особенностей. Задача педагога здесь – помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.

Вторая стадияпредставляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. Это обстоятельство педагоги должны учитывать при организации слушания музыки дошкольниками, например, музыкальному произведению, которое дети уже слушали, можно посвятить еще одно-два занятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Виды лепки, используемые в специальной коррекционной школе
Взаимосвязь занятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляется достаточно отчётливо на каждом уроке. Особенно заметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие ...

Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной деятельности учителя
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составля­ющей профессиональной деятельности. От того, насколько эф­фективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога. ...

Особенности эстетического воспитания в школьном возрасте
Эстетическому отношению свойственна возрастная постепенность становления, об этом следует помнить при планировании учебных задач, содержание которых должно соответствовать возможностям и средствам ребенка на данном этапе его развития, учитывая физиологические и психические данные ребенка. Уже отмеч ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru