Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности

Страница 1

Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Приобщая ребенка к музыкальному искусству, мы должны решить важную педагогическую задачу, по словам В. А. Сухомлинского, «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок». Таким образом, музыка – своеобразный мостик в детскую душу, помогающий нравственному становлению личности.

Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Рассматривая этот вопрос, нужно иметь в виду, что любое восприятие является сложным процессом, в котором участвуют многие органы чувств, образуются разнообразные комплексные условно-рефлекторные связи. В психологии понятие «восприятие» понимается как «отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий». Другими словами, это отражение предметов или явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т. д.), действующих в данный момент на органы чувств. Восприятие нельзя отождествлять с ощущением. Ощущение есть отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих на наши анализаторы.

Обобщая сказанное, можно прийти к выводу, что восприятие – вид активной деятельности, связанной с другими психологическими процессами, мышлением, воображением, памятью и включающей в себя предшествующий опыт.

В основе восприятия искусства лежит реально существующий эстетический объект – художественное произведение (скульптура, картина, музыкальное произведение), которое и пробуждает эстетические чувства. Эстетическое восприятие можно определить, как особую способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (гармонию их форм, световую гамму, красоту музыкальных звуков и т. д.), способность различать возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, совершенное и примитивное. Б. М. Теплов отмечал, что для эстетического восприятия важно не столько значение того или иного воспринимаемого объекта, сколько его вид – приятный или неприятный, то есть в эстетическом восприятии преобладает чувственная сторона.

Музыкальное

восприятие – разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства. Воспринимая музыку, человек должен чувствовать ее красоту и совершенство.

Многие ученые-исследователи, такие как В. В. Медушевский, В.К.Белобородова, В. Д. Остроменский, отмечают следующие основные особенности музыкального восприятия, знание которых необходимо для развития его у детей: целостность, эмоциональность, осознанность, образность. На основании этих особенностей музыкального восприятия можно дать определение данному понятию.

Музыкальное

восприятие (восприятие музыки) – это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения. Кратко охарактеризуем каждый из четырех важнейших свойств этого вида восприятия.

Целостность. Это характерное свойство всякого восприятия. Человек воспринимает любой предмет – дом, дерево, стол, шкаф и т. д. – как нечто единое, нераздельное. Каждое такое целое характеризуется восприятием отдельных свойств данного Предмета: формы, объема, цвета. Музыкальное восприятие также характеризуется целостностью. Музыкальное произведение тоже воспринимается человеком прежде всего как целое, но это осуществляется на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Понятие о национальной и этнической идентичности в социогуманитарном научном знании
В настоящее время понятие «идентичность» в различном контексте используется в таких областях социогуманитарного знания как: социальная психология, социология, философия, этнология, политические науки. Каждая из перечисленных наук, несомненно, вносит свой, уникальный вклад в изучение идентичности ка ...

Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...

Исторический аспект процесса интеграции предметов в современной школе
На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания. Интеграция тесна, связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. «Интеграция - есть процесс сближения и связи н ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru