Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности

Страница 2

Эмоциональность. Основным свойством полноценного музыкального восприятия является его эстетическая эмоциональность, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально. Всем хорошо известна способность музыки воздействовать на эмоциональную сферу человека. Дети дошкольного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека. Музыка, написанная в мажоре, обычно веселая, радостная, задорная, а в миноре – грустная, печальная, мрачная. Таким образом, эмоциональность есть свойство музыкального восприятия. Часто эстетическое переживание музыки бывает настолько сильным и ярким, что человек испытывает при этом подлинное счастье. Выдающийся композитор Д. Д. Шостакович отмечал, что «это чувство возникает оттого, что в человеке под воздействием музыки пробуждаются до сих пор дремлющие силы души и он познает их». Музыка действительно способна пробуждать в людях возвышенные мысли и чувства, воспитывать красоту человеческих отношении.

Осознанность. Восприятие тесно связано с мышлением. По определению С. Л. Рубинштейна, «мышление – это все более полное и многостороннее мысленное восстановление объекта, реальности, действительности, исходя из чувственных данных, возникающих в результате воздействия объекта».

Восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. Известный ученый – музыковед, педагог В. Н. Шацкая отмечала, что «под активным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, ее идей, характера переживаний и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ». О необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды. Н. А. Римский-Корсаков считал, что любовь к музыке бывает разная: любовь «без понимания», которую он называл «щекотанием слуха», любовью «низменной, стихийной», и любовь «понимающая», которая подразумевает оценку выразительных средств музыки: ритма, мелодии, гармонии, тембра и т. д. Единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки является одним из основных принципов музыкальной педагогики. Б. В. Асафьев отмечал: «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную . Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, – это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд».

Образность. Музыкальное восприятие характеризуется образностью. Музыкальный образ есть совокупность различных средств музыкальной выразительности, использованных композитором для передачи содержания произведения. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель создает его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом и об отдельных ее выразительных средствах. От ясности и богатства возникающего образа зависит глубина и тонкость восприятия музыки. По словам Б. В. Асафьева, «процесс восприятия музыки есть процесс становления музыкального образа». Малоподготовленному слушателю, в том числе дошкольнику, сложно воспринимать всю Систему средств, создающих музыкальный образ, так, как это способен сделать подготовленный слушатель. Развивая музыкальное восприятие дошкольников, можно научить их воспринимать целостный образ музыкального произведения – настроение, характер, средства выразительности.

На основании характеристик каждой из особенностей можно сделать вывод: музыкальное восприятие – это сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное произведение как художественно-образное отражение действительности. На необходимость развития разных сторон восприятия неоднократно обращали внимание музыковеды-методисты, работавшие с детьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Система работы классного руководителя
Рассматривая систему работы классного руководителя необходимо изучить три направления: работа со школьниками, работа с учителями – предметниками и взаимодействие с родителями учащихся. Работа классного руководителя со школьниками. Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, ре ...

Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук. Тво ...

Причины возникновения нарушений речи
Причина нарушений речи – воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства, и без которых последнее не может возникнуть. Причинами возникновения нарушений речи могут быть: I. Врождённые (травмы, полученные во внутриутр ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru