Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе

Новая педагогика » Формирование эстетических чувств старших дошкольников » Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе

Страница 1

Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 54». В эксперименте участвовали старшие дошкольники (10 человек). Возраст детей (от 5,6 до 6 лет).

Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя мир природы», представлен авторами Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой.

Отметим, что наблюдения за неживой и живой природой в старшей группе носят более систематический и длительный характер, чем в предыдущих группах. Во время прогулок и экскурсий воспитатель читает стихотворения о природе, загадывает загадки, знакомит с народными пословицами, приметами, что, несомненно, усиливает впечатления детей.

Программа по ознакомлению дошкольников с природой определяет объем сведений и представлений о мире природы (живом и неживом). Оговорим, что в рамках данного исследования будет осуществляться работа по формированию у детей правильного отношения к природе в процессе наблюдений.

Старшие дошкольники должны владеть следующим объемом знаний:

наблюдать за явлениями природы, вести себя так, чтобы не навредить природе;

знать, что в природе нет вредных (плохих, некрасивых) растений и животных, поскольку все существующие живые организмы нужны для поддержания природного равновесия;

знать о помощи, которую человек способен оказывать природе;

эстетически относиться к природе, любить ее, уметь радоваться природным явлениям;

уметь отражать свои эстетические впечатления в рисовании, лепке, аппликации, делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (экскурсия, прогулка, наблюдение, беседа, просмотр телепередач и др.).

Исходя из этого, выделяются три уровня эстетической воспитанности дошкольников:

Высокий – любит природу, умеет находить и видеть прекрасное в природе, демонстрирует знания по всем перечисленным критериям (см. выше).

Средний – любит природу, но только вдали от нее (по телевизору, в книгах, на картинках), встречаются пробелы в знаниях по указанным критериям.

Низкий – не проявляет интереса к природе, не стремится общаться с природой, демонстрирует неудовлетворительный уровень знаний о природе.

Экспериментальная работа, направленная на формирование эстетических чувств старших дошкольников в процессе наблюдения, включила в себя три этапа.

1 этап - констатирующий эксперимент

Цель: выявить исходный уровень эстетического отношения дошкольников к природе.

2 этап – формирующий эксперимент

Цель: формирование эстетических чувств старших дошкольников с помощью метода наблюдения.

3 этап – контрольный эксперимент

Цель: итоговая диагностика уровня эстетического отношения дошкольников к природе.

Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента.

Методы констатирующего эксперимента: анкетирование (родителей), наблюдение, воспроизводящая беседа.

На первом этапе нами было проведено анкетирование родителей старших дошкольников.

Результаты анализа анкет позволили сделать следующие выводы.

На вопрос «Как часто Вы с ребенком совершаете прогулки?», были получены следующие ответы: «Каждый день, ведь я отвожу и забираю ребенка из садика», «К сожалению, не так часто, очень занята», «Почти никогда», «Мы живем в своем доме, зачем ходить куда-то, гуляй себе, да гуляй на участке», «В садике он гуляет каждый день, а дома гуляет во дворе по выходным». Из 10 респондентов, 5 ответили, что не гуляют с детьми, 3 респондента ответили, что гуляют, но очень редко, 2 респондента отметили, что стараются регулярно совершать прогулки с детьми.

Итак, родители практически не гуляют с детьми, считая, что все прогулки могут сводиться к играм во дворе (а в современных дворах, как правило, природы нет вовсе), либо к прогулкам на садовском участке. К сожалению, родители забыли, что значит прогулка, а ведь именно в ходе совместной с ребенком прогулки и начинает формироваться эмоционально-эстетическое отношение к природе.

Ответы на вопрос «Как часто Вы с ребенком говорите о природе?» не слишком порадовали нас. Родители мотивируют свое нежелание говорить о природе с ребенком своей занятостью, а, подчас, и неумением говорить на такие «отвлеченные» темы. «Мы почти никогда не говорим о природе», «Говорим, когда видим что-то из ряда вон выходящее: например, солнечное затмение, крупный град, когда увидим что-то необычное и красивое», «Говорим довольно часто, особенно, когда по телевизору показывают что-то необычное». Итак, большинство родителей уверены в том, что разговоры о природе могут быть вызваны исключительными случаями, и, опять-таки, сведениями, полученными при просмотре телепередач.

Из 10 родителей, лишь 3 с уверенностью смогли сказать, что довольно часто беседуют с ребенком о природе. 6 респондентов беседую от случая к случаю, 3 респондента – вообще не беседуют с дошкольниками о природе.

Как показали ответы на вопрос о домашних животных и растениях в домах воспитанников, большинство (8 человек) держат дома животных (кошки, собаки, черепаха, рыбки, попугай), у всех 10 респондентов есть комнатные растения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Умение рационализировать вычисления
Рационализация вычислений требует от учащихся, помимо знаний всех основных свойств арифметических действий над числами, элементарного желания «упростить себе жизнь», затратить на выполнение, громоздкого по виду, задания как можно меньше времени, увидеть самый короткий, но от этого не менее правильн ...

Эффективные методы и принципы, используемые в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству и художественному труду
Изучение теоретического материала по вопросу «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду» позволил нам выделить и проверить в практике работы школы те методы и принципы, которые в большей степени способствуют эффективному обучению младших школьников ...

Навыки вычислений с рациональными числами
В курсе 1–4 классов в основном завершена теоретическая подготовка учащихся по изучению операций над рациональными числами, представленных как в идее обыкновенных, так и в виде десятичных дробей. Однако на этом этапе у школьника еще не сложились навыки быстрых и безошибочных действий над рациональны ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru