Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста

Новая педагогика » Формирование эстетических чувств старших дошкольников » Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста

Страница 2

Наблюдения связаны и с эмоциями. Заинтересованность ребенка процессом наблюдения, его результатом оказывает существенное влияние на его ход. Следовательно, уже первичный вид наблюдения является сложной познавательной деятельностью, в которой в единстве сенсорные процессы, мышление и речь и на которую оказывают существенное влияние различные стороны личности (воля, произвольное внимание, эмоции, интересы, прошлый опыт — знания и навыки). Вместе с тем необходимо подчеркнуть ведущее значение в этом виде наблюдения сенсорных процессов. Основная познавательная задача — распознавание, установление признаков и свойств — решается в процессе непосредственного восприятия.

В дошкольном возрасте формируются и два других вида наблюдения, имеющие свои особенные познавательные задачи. Одно из них — наблюдение за изменениями и развитием предмета также строится на основе использования различных способов обследования и разных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Как и в распознающем наблюдении, в данном виде наблюдения используются восприятие, мышление и речь. Однако направленность и соотношение этих процессов меняются. На первый план выдвигается установление тех признаков, которые получили новую качественную характеристику (например, изменились цвет, форма, величина листьев и их количество у растущего растения), а не всего объема признаков. Восприятие акцентируется на появлении новых частей (например, бутонов, плода). Усиливается роль памяти (необходимо помнить прошлое состояние предмета). Усиливается значимость сравнения и меняется его способ: настоящее состояние объекта сравнивается с ранее бывшим. Таким образом, усиливается роль мышления и речи (сравнение, суждение об изменении и его причинах).

Третий специфический вид наблюдения (так называемое воссоздающее наблюдение) сохраняет свою сенсорную основу: по степени качества, устанавливаемого в восприятии, выносится суждение о состоянии предмета или восстанавливается картина целого. Решение этой задачи требует очень тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Сенсорные основы значительно сужаются, но без них решение задачи невозможно. Мышление приобретает здесь ведущее значение вместе с деятельностью воссоздающего воображения.

Таким образом, удельный вес сенсорных и интеллектуальных процессов в разных видах наблюдения меняется.

Рассмотрим развитие структуры наблюдения. Деятельность наблюдения, как и любая деятельность, начинается с постановки или принятия цели и задач. На первых этапах развития деятельности наблюдения дети не способны к самостоятельной постановке задачи. Она вносится взрослым и принимается детьми легче всего, если связана с продуктивной деятельностью. Затем развивается умение принять познавательную задачу вне связи с продуктивной деятельностью. Одновременно с этим у детей развивается умение ставить самостоятельно задачу наблюдения сначала также в контексте с деятельностью, а затем и как самостоятельную познавательную задачу.

Характер продуктивной деятельности определяет отбор способов восприятия и направленность анализа в разных видах наблюдения. Так, конструирование требует прежде всего выделить общую объемную форму предмета, основные части, установить их взаиморасположение в пространстве; при рисовании необходимо обратить внимание на цвет предмета и т.д.

Если же задачей наблюдения является ознакомление с новым предметом, то в этом случае выделяются наиболее полно разнообразные его свойства и качества.

Решение задачи наблюдения обеспечивается отбором и использованием разнообразных способов обследования. Сам отбор определяется, с одной стороны, задачей наблюдения, с другой — характером наблюдаемого объекта. В одном случае наблюдение ограничивается зрительным восприятием, в другом — требуется предмет погладить, послушать издаваемые звуки, попробовать на вкус или понюхать и т.д. Овладение разнообразными рациональными способами восприятия есть проявление развития деятельности наблюдения.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Набор приемов организации рефлексивного пространства в анализируемых медиа – проектах
В общем, построение рефлексии можно проводить по следующей схеме: 1. Разработка сценария рефлексивного интервью 2. Проведение инструктажа для того, кто будет его проводить. 3. Непосредственное проведение рефлексии, не исключено, что первые опыты по ее проведения проводятся совместно – тем, кто разр ...

Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии
Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики б ...

Технологии, способствующие улучшению голоса
К мерам, способствующим улучшению голоса до операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения. После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выход и активизирую ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru