Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста

Новая педагогика » Формирование эстетических чувств старших дошкольников » Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста

Страница 1

Развитие наблюдения и наблюдательности у детей, в дошкольной педагогике, считается одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения (Л.В. Занков). Другая точка зрения представлена в высказываниях С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Не отрицая сенсорной основы наблюдения, они переносят центр тяжести в определении наблюдения на интеллектуальные процессы. Так, Б.М. Теплов называет наблюдение «думающим восприятием». С.Л. Рубинштейн считает, что стадии развития наблюдения — это ступени интерпретации, т.е. осмысления наблюдаемых явлений.

Подлинное решение этого вопроса, на наш взгляд, лежит в утверждении Б.Г. Ананьевым того, что наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой «восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы».

Наблюдение как познавательная деятельность — продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте.

Имеющиеся исследования позволяют определить основные линии в развитии наблюдения.

По мере развития наблюдения меняется соотношение включенных в деятельность наблюдения сенсорных и интеллектуальных процессов. На ранних стадиях развития деятельности наблюдения ведущее значение имеют сенсорные процессы — различные виды восприятия. Результатом его является накопление образов (представлений) предметов, явлений (представления о взаимодействие с окружающим) и т.д.

Этот вид наблюдения, как правило, имеет место в двух случаях: во-первых, когда ребенок обращается к предмету в связи с предстоящей продуктивной деятельностью (трудовой, изобразительной, бытовой и др.), во-вторых, при ознакомлении с новыми для него предметами и явлениями.

Распознающее наблюдение в его развитом виде требует наличия у ребенка устойчивого, произвольного внимания — более или менее продолжительной сосредоточенности ребенка на объекте наблюдения.

В соответствии с задачей наблюдения и характером объекта ребенком используются различные виды восприятия.

В распознающем наблюдении, используя разные способы обследования, ребенок устанавливает качества и свойства, стороны и особенности проявления наблюдаемого объекта. Анализ воспринимаемого предмета носит явно сенсорный характер; он ощупывается, осматривается, иногда в восприятие включаются слух, обоняние и даже вкусовой анализатор. Однако ход наблюдения в таком случае не представляет сумму или даже синтез различных видов восприятия или способов обследования. Выступая как ведущий процесс, восприятие направляется и контролируется мышлением. С помощью мышления происходит отбор способов обследования, исходя из принятой задачи и характера объекта. Выделенные в ходе восприятия свойства и качества сравниваются друг с другом, а также со свойствами и качествами других предметов. Происходит отбор признаков: одни из них оцениваются как характерные или существенные, другие как случайные или второстепенные. В результате наблюдения формируется более полный дифференцированный и целостный образ предмета или суждение о нем.

Большое значение в формировании точного, конкретного образа имеет планомерность наблюдения — последовательный переход от анализа одной стороны наблюдаемого объекта к другой.

В речевой форме осуществляется постановка цели и задач наблюдения. Слово выступает и как инструмент анализа, в слове находит свое выражение и результат наблюдения — суждение об объекте. Таким образом, восприятие, мышление и речь являются основными психическими процессами, включенными в деятельность наблюдения. Вместе с тем в процессе наблюдения принимает активное участие и память: в ходе наблюдения используются имеющиеся знания при сравнении предметов и их качеств, при обобщениях или суждениях.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Критерии и уровни развития изобразительного творчества
Саккулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, как непременные составляющие творчества. Вопрос о конкретных критериях оценки детского творчества, как пишет Г.Г. Григорьева, является одним из сложнейших и нерешенных однозначно. «Как п ...

Методы работы с монологической речью
Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, ...

Развитие способностей у человека
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способности ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru