Особенности усвоения этических представлений детьми дошкольного возраста

Новая педагогика » Пути формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста » Особенности усвоения этических представлений детьми дошкольного возраста

Страница 2

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

К концу старшего дошкольного возраста у детей должны сформироваться такие этические представления как честность, справедливость, уважительное отношение к труду взрослых, дети должны уметь систематизировать вежливое поведение, знать о противостоянии добра и зла. Дети должны усвоить культуру поведения в общественных местах, транспорте, детском саду и т. д. воспитатель должен развить у детей уважение к старшим, желание и умение слушаться, выполнять их советы, сформировать дружеские отношения со сверстниками, заботливое отношение к младшим. Ребенок должен научиться помнить о своих обязанностях и стараться их выполнять, должен научиться отзываться на горе и радость других людей, правильно оценивать поведение и поступки своих сверстников и литературных героев. Через воздействие самых разнообразных методов ребенок учится доброжелательному отношению к людям разных национальностей, желанию и умению трудиться не только на благо себя, но и на общую пользу, у ребенка должно сформироваться чувство коллективизма, он должен усвоить правила общежития.

Процесс формирования у дошкольников этических представлений протекает с некоторыми особенностями.

1. На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность.

2. В дошкольном возрасте расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

3. В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Это позволяет педагогу воспитывать у детей осознанное поведение, подчинённое нормам человеческой морали.

4. Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

5. Возрастает действенность нравственных представлений; Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребёнок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослого – «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми, ребенок подходит к реальной самооценке.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...

Система образования в Германии
Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское госу ...

Конспект консультации для родителей «Детский дизайн в семье»
Уважаемые родители! Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на тему нашей консультации. Мы, обучая детей элементам дизайна на занятиях, хотели бы поговорить с вами о том, как можно организовывать подобную деятельность дома. Занятия дизайном очень нравятся детям, увлекают их, но самое главное, несут ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru