«Соблюдение норм и принципов, регулирующих взаимоотношения людей и их социальное поведение, является непременным условием жизни в человеческом обществе. А их усвоение подрастающим поколением было предметом заботы во всех известных нам культурах».
И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа.
«Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных» .
По мнению многих педагогов (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович, А.В. Запорожец; Я.З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирования у них этических представлений обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким).
Одной из задач нравственного воспитания является формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Мы остановимся на формировании у детей этических представлений.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четкое представление о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
Решение этой ответственной задачи требует от воспитателя и родителей положительных качеств, проявляющихся в сферах деятельности. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя
Именно поэтому уже с детства следует формировать у детей этические нормы поведения. Перед педагогом стоит сложная задача – работа по формированию этических представлений должна осуществляться не только с детьми, но и с их родителями. Формирование этических представлений – это только первая ступень на пути нравственного развития личности.
Важность этического воспитания личности отмечается в философии (Аристотель, НА. Бердяев, B.C. Библер, И. А, Бирич, Б.С Гершунский, И.В, Данильчева, И. А. Ильин, Огородников Ю.А., Пищулин, Платон, В. С. Соловьев, Э. Фромм. C.JL Франк и другие).
Огромная заслуга в раскрытии вопроса этического воспитания принадлежит педагогам-классикам: ЯЛ. Коменскому, П.Ф. Лесгафту, Дж. Локку, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, ВА. Сухомлинскому, Л.Н. Толстому, К.Д. Ушинскому и другим. Педагоги-новаторы, такие как, Ш.А. Амонашвили, Г.З. Апресян, О.С. Богданова, ВА, Караковский, Т.М. Кириленко, Л.И. Новикова, A.M. Новиков, А.И. Савостьянов, Н.Л. Селиванова, СЕ. Шаталов и другие отмечали, что этическое воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных этических норм и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих нравственными нормами, В процессе этического воспитания формируются этические нормы, развивается способность к этическим оценкам в повседневной жизни.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Именно поэтому для исследования проблемы формирования этических представлений были взяты дети 5-6 лет.
В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования нравственности. Сегодня мир полон грубости, люди лишены обычных нравственных чувств. Представления о добре и зле, морали перевернулись в сознании людей. Очень часто можно в нашем обществе услышать такие фразы: «Деньги решают всё», «Тот сильнее – кто богаче». С экрана телевизора доноситься брань, родители позволяют детям сюжеты, в которых проблемы решаются силой и убийством. А сами родители забывают о том, что сами являются примером для подражания. А как же чувства доброты, сопереживания, взаимопомощи, дружбы. Совсем в ином смысле они преподносятся подрастающему поколению. В последнее время педагоги обращают внимание на ряд негативных проявлений дошкольников в обществе взрослых и сверстников. Для воспитания нравственной личности вообще и формирования у ребят этических представлений в частности, необходимо четко определить пути формирования этических представлений, а так же содержание работы этического воспитания.
На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема формирования у детей дошкольного возраста этических представлений является актуальной.
Цель
: предложить и экспериментально обосновать содержание и примерную систему комплексной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста этических представлений.
Объект исследования
: процесс формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования
: пути формирования этических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования
: мы предполагаем, формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста, возможно, будет осуществляться более эффективно, если:
· в работе с детьми педагогом будут использоваться разнообразные пути формирования этических представлений;
· планирование работы по данной проблеме будет осуществляться в комплексе, и носить целенаправленный, систематический характер.
Задачи исследования
:
1. Изучить взятую нами проблему в научных исследованиях педагогов и психологов.
2. Охарактеризовать пути формирования этических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Изучить уровень сформированости у детей 5-6 лет этических представлений.
4. Теоретически обосновать и апробировать примерную систему комплексной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста этических представлений.
Методы исследования
:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Педагогический эксперимент (на разных этапах исследования), включающий:
· опрос детей, педагогов, родителей через беседу и анкетирование;
· анализ условий, созданных в детском саду для формирования этических представлений (анализ документации, методическое обеспечение);
· диагностическое обследование;
· сравнительный анализ проведенной работы и результатов исследования.
Другое о образовании:
Физика колебаний. Свободные
колебания
Хорошо известно, что в ряде случаев тело, получившее некоторое возмущение и предоставленное самому себе, после этого совершает колебания. Хотя такие свободные колебания сами по себе редко используются в технике, знакомство с ними необходимо, поскольку их роль в колебательном процессе чрезвычайно ва ...
Пути сплочения коллектива
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижен ...
Содержание понятия «здоровьесберегающая культура»
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что одной из приоритетных задач современного этапа развития системы образования должно стать формирование здоровьесберегающей культуры подрастающего поколения. На сегодняшний день в педагогической науке не сложилось однозначного толкования сущност ...