Сущность и структура учебно-познавательной деятельности

Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Сущность и структура учебно-познавательной деятельности

Страница 1

Развитие человека происходит в деятельности, и закономерность этого процесса такова, что чем более активна деятельность человека, тем интенсивнее протекает его развитие.

Активное формирование личности в младшем школьном возрасте осуществляется в процессе ведущего вида деятельности – учения. Результатом обучения, прежде всего, является формирование различных умственных действий. Это означает, что эффективное формирование познавательной деятельности обязательно приведет к повышению эффективности учебного процесса в целом.

Проблемам деятельности, ее содержания и структурирования отведено важное место в трудах многих психологов. В работах А.Н. Леонтьева рассмотрено психологическое строение деятельности. Согласно его взглядам деятельность имеет следующие составляющие:

потребность мотив цель условия достижения цели (единство цели и условий составляют задачу) и соотносимые с ними деятельность действие операции.

В качестве единицы анализа деятельности служит действие (С.А. Рубинштейн, Р.Н. Леонтьев). Действие – это процесс, подчиненный сознаваемой цели, но у действия, в отличии от деятельности, нет самостоятельного мотива. Этим мотивом выступает мотив той деятельности, в которую входит данное действие. Способ, которым осуществляется действие, называется операцией. Операция соответствует не мотиву и не цели деятельности, а условиям, в которых задана цель.

Как показали исследования советских психологов (А.Н. Леонтьева, А.Р. Смирнова, Б.М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления.

Философское толкование деятельности таково: «Деятельность – специфическая, человеческая форма отношений к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.

С точки зрения психологии деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, и удовлетворяющей таким образом свои потребности.

Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и теоретических знаний – такое определение учебной деятельности дает «Психологический словарь». Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы. Как форма социально - нормированного сотрудничества ребенка со взрослым, учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающего поколения в систему общественных отношений, в открыто коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы лежащие в основе любой коллективной деятельности.

Учебно-познавательная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий при условии личной активности учащегося. Она предусматривает заинтересованность обучающегося в получении новых знаний, его активное участие в овладении ими.

Учебная деятельность – сложное по структуре образование. В нее входят (по Д.Б. Эльконину):

учебно-познавательные мотивы;

учебные задачи и составляющие их операторное содержание учебные операции;

контроль;

оценка.

Центральное в этой сложной структуре – второе звено – учебные задачи и их операторное содержание. Все остальные звенья как бы обслуживают это основное. Учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы собственного совершенствования. Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно-значимой и общественно - оцениваемой деятельности. Теперь позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя и тем самым осуществляющего общественно – значимую деятельность – деятельность по приобретению новых способностей. Охарактеризованные мотивы деятельности называются учебно-познавательными. Их отличие от широких познавательных мотивов состоит в том, что они направлены не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение обобщенных способов действий в конкретной области изучаемого предмета .

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Психологический портрет студента
Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы и технологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На ...

Живой уголок
Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с программой обучения в детском саду. Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста, и не способств ...

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г.№181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее нео ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru