Модель воспитания в Афинах и Спарте

В античные времена существовали две модели воспитания – афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне должны были уметь музицировать и петь, слагать стихи и вести беседу. Кроме того, велось приобщение к благодетели.

Спартанцы же, напротив, предполагали в человеке физическое начало, чем духовное. Спарта готовила будущих воинов, которые могли не владеть эпистолярным навыком или умением красиво петь, но зато должны были искусно владеть оружием, тактикой ведения боя и т.д. Идеалом воспитания являлся сильный, мужественный воин, способный переносить лишения, боль и трудности.

Столь резкие различия в этих воспитательных моделей объясняются политическими и экономическими особенностями государств. Спарта являлась центром работорговли, кроме этого, она часто вела завоевательные походы и другие войны, поэтому, чтобы сохранить боевой дух государства, воспитание молодого поколения считалось делом государственной важности и имело жесткий характер. Также принципиальное отличие моделей воспитания Афин и Спарты заключалось в том, что спартанской система подавляла личность, а афинская – наоборот, культивировала индивидуальность.

И в Афинах, и в Спарте дети до 7 лет обучались и воспитывались в семье. В Спарте здоровые мальчики и девочки покидали семью и обучались в закрытых школах. Следует отметить, что не все дети могли дожить до этого: больных и слабых малышей, как правило, убивали. Многие дети погибали и во время обучения в школе.

Афинская модель воспитания была намного мягче. Дети после 7 лет шли в школу в сопровождении раба, которого называли «педагогом» - детоводителем. В целом, школьное воспитание Афин носило развлекательный характер. Дети в школах отдыхали от труда, проводили досуг, который, как полагали древние греки, способствует физическому и духовному развитию.

Сравнивая эти две модели воспитания, спартанская сильно проигрывала, ее часто критиковали. Аристотель, который предлагал начало воспитания детей с «заботы о теле», однако, осуждал Спарту за жестокость и насилие. Он писал, что тяжелые физические упражнения превращают детей в «диких животных». «Гимнастика предназначена для формирования прекрасного, а не дикого животного», - писал Аристотель.

Другой древнегреческий философ – Платон – в трактате «Законы» предлагал соединить спартанскую и афинскую системы воспитания, соблюдая «золотую середину». Платон предлагал уделять большое внимание физическим упражнениям и танцам. Однако, в другом его труде – «Государство» - ясно прослеживается афинской педагогической традиции.

Так же, как Аристотель и Платон, многие другие античные философы поддерживали афинскую модель воспитания или предлагали объединить ее со спартанской, дабы достичь всестороннего, идеального воспитания. Например, римскую модель воспитания часто называют объединяющей Афины и Спарту, потому что в Риме физическое воспитание существовало наряду с умственным и духовным.

Подводя итог, можно сказать, что афинская модель воспитания продвинулась намного дальше, чем спартанская, так как одна лишь физическая сила без душевного благородства – ничто. Древние греки сформулировали идеальную цель воспитания – всестороннее (духовное и физическое) и гармоничное развитие личности. Также Афины существенно повлияли на основную закономерность педагогики – обучение и воспитание граждан детерминируется государственно-политической системой. Демократия в государстве дает возможность развития гуманистической педагогической системы.

Другое о образовании:

Методы работы с монологической речью
Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, ...

Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии
Процесс профессионального становления рассматривается как проблема поиска смысла собственного существования человека и оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов. Качество профессионального функционирования личнос ...

Педагогические взгляды Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотел ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru