Соли аммония

Страница 4

Учитель может разделить текст параграфа на отдельные последовательно изучаемые фрагменты и предложить учащимся задания, направляющие работу. После выполнения каждого задания они должны продумать запись в тетради.

I. Прочтите абзац 1. Рассмотрите образцы кристаллических солей аммония и калия, а также их растворы. Перечислите черты сходства; укажите их причины.

И. Прочтите абзацы 2, 3, 4. Проведите реакцию взаимодействия хлорида аммония с нитратом серебра и сульфата аммония с хлоридом бария. Назовите общие свойства солей, характерные для солей аммония. Изменяется ли при этих реакциях ион аммония?

III. Прочтите с. 39 до конца и абзацы 1, 2 на с. 40. В чем особенность, взаимодействия солей аммония со щелочами? Как доказать выделение аммиака? Почему эта реакция может применяться как качественная на катион аммония? Как доказать, что свойство реагировать со щелочами с образованием аммиака и воды является особенным, т. е. характерным для всех солей аммония? Какое применение оно находит в лаборатории? Экспериментально докажите наличие катиона аммония в растворах хлорида и сульфата аммония.

V. Составьте схему превращений, связывающую аммиак, гидроксид аммония и соли аммония.

Каждое задание учащиеся вначале выполняют самостоятельно, затем учитель проводит необходимые демонстрационные опыты и обсуждает с учениками запись в тетради — фрагмент общего конспекта параграфа, вносит некоторые дополнения. В окончательном виде конспект урока может быть примерно таким:

1. Соли аммония сходны с солями щелочных металлов (калия): в твердом состоянии имеют ионную кристаллическую решетку, хорошо растворяются в воде. Причины сходства: одинаковый заряд и близкий радиус ионов аммония и калия.

2. Общие для всех солей свойства солей аммония: способны к электролитической диссоциации в водном растворе, вступают в реакции обмена «соль — кислота», «соль — соль» (приводятся уравнения реакций). Ион аммония при этих реакциях не изменяется.

3. При взаимодействии солей аммония со щелочами также идет реакция обмена, но ион аммония разрушается- образуется аммиак, вода и новая соль. Эго свойство характерно для всех солей аммония и является особенным для них. Реакцию используют в лаборатории как качественную на ион аммония и для получения аммиака. (Уравнения реакций.)

4. Хлорид аммония при нагревании возгоняется: разлагается на аммиак и хлороводород, которые вновь соединяются на холодных стенках пробирки (химическое явление). Термическая диссоциация — разложение солей аммония при нагревании — особенное свойство, характерное для всех солей аммония. При этом ион аммония разрушается.

5. Полная характеристика свойств соли аммония включает как общие, так и особенные свойства.

Рассмотрим вариант проведения урока для класса, где учащиеся уже могут самостоятельно творчески работать. В этом случае можно провести урок в форме диспута. Учащимся объявляют тему урока и предлагают составить план исследования свойств солей аммония, выделить опорные знания. Обычно они начинают с анализа названия темы, составляют общую формулу солей аммония и строят дальнейшие рассуждения на основе цепочки причинно-следственных связей состава, строения, свойств, получения и применения веществ. Во многом повторяется логика первого описанною методического варианта. Нередко учащиеся сначала записывают уравнения реакций, характеризующих каждое свойство солей аммония в общем видь, а потом переходят к их конкретизации и лабораторным опытам. Учитель руководит поиском, дает задания для выполнения лабораторных опытов и проводят демонстрационный эксперимент.

Сущность и специфику взаимодействия солей аммония со щелочами учащиеся замечают сразу, на основании записи уравнения реакции в общем виде. А вот о разложении солей аммония при нагревании сообщает сам учитель, организуя обсуждение примерно так, как уже было описано в первом методическом варианте урока. В таких классах учащиеся, как правило, сами ставят вопрос о способах получения солей аммония, обсуждают их и просят учителя подробнее осветить области применения этих веществ.

Для закрепления нового материала можно предложить следующие задания:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Наблюдение как метод формирования эстетических чувств старших дошкольников
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, сп ...

Университеты в Канаде
Во второй половине 1990-х годов в Канаде существовало 78 университетов, обладающих правом присвоения ученой степени. В большинстве университетов обучение ведется на английском языке. В нескольких учебных заведений, в основном в Квебеке, преподавание ведется на французском языке, а еще в нескольких, ...

Так что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позиц
Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире. Техническое творчество позволяет не только отражат ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru