Саккулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, как непременные составляющие творчества.
Вопрос о конкретных критериях оценки детского творчества, как пишет Г.Г. Григорьева, является одним из сложнейших и нерешенных однозначно. «Как правило, оценивается интеллектуальное творчество: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), подвижность, оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых), любознательность…»
Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского художественного творчества предприняла Н.А. Ветлугина . Это показатели, характеризующие:
Отношения, способности, интересы детей:
Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.
Увлеченность, захваченность деятельностью.
Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задания.
Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами.
Возникновение потребности в творчестве.
Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий:
Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создание новой комбинации из усвоенных старых элементов.
Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.
Быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях (беглость, гибкость).
Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности:
Нахождение адекватных изобразительных средств для воплощения образа.
Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (выразительность, грамотность, оригинальность образа).
В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка, которые можно также определить как критерии, в продуктах детской деятельности. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.
Для малыша (младшие группы) творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. К примеру, идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творчества у младших дошкольников - это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, скажем, палочка - черешок.
По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка - важный стимул развития его творчества. Педагог отмечает и поощряет творческие находки детей, открывает в группе, в зале, вестибюле выставки детского творчества, оформляет работами воспитанников учреждение.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Другое о образовании:
Значение хорового пения
Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности. Пение обладает большой оздоровительной силой. Известн ...
Описание методик для экспериментальной части исследования
В нашем экспериментальном исследовании мы использовали рисуночные методы (арттерапию), сказкотерапию и игротерапию как реализацию социальным педагогом психотерапевтической функции по оказанию помощи детям младшего школьного возраста. Рассмотрим более подробно эти методы. Тест «Рисунок человека» (К. ...
Уровень и специфические особенности мышления дошкольника
Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Психологические и ...