Развитие движений руки

Страница 1

Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова И другие); отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Организация специализированных "Детских садов по данному направлению обнаружила проблему взаимодействия логопедов с узкими специалистами внутри детского сада, а именно с музыкальным руководителем, воспитателем по изобразительной деятельности и инструктором по физкультуре.

Согласно рекомендациям авторов вышеназванной программы, в физкультурные занятия следует включать упражнения на развитие нижнего диафрагмального дыхания (такие, как «Мячик», «Шарик» и другие), на расслабление после интенсивной физической нагрузки, между частями занятия, после подвижных игр и в конце физкультурного занятия; использовать больше подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями, по согласованию с логопедом группы привлекать детей к проговариванию текстов, отрабатывая поставленные звуки. В планировании занятий необходимо учитывать недельную лексическую тему каждой группы.

Введение этих приемов в практику работы позволяет избежать быстрой утомляемости детей на физкультурных занятиях, заинтересовать их физическими упражнениями, научить получать радость от движения. Это помогает справиться с трудностями организации целенаправленной двигательной активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, у них проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. Заметны сложности при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль рук, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование вечевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Первая двигательная функция руки — схватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает выработанный, т. е. условно-рефлекторный характер и совершается с наложением на предмет всех пальцев и ладони — так называемое «обезьянье хватание». Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предмет пальцами, а на 11-12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы гребенкой и т. д. Действия ребенка с предметами, как это было замечено уже давно, оказывают большое влияние на развитие функций мозга. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 г. писал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для того, чтобы дать им знания о вещах и их назначении, но для всего их умственного развития. Эту мысль, по-видимому, нужно считать впервые сформулированной идеей о «предметных действиях», которым сейчас придается такое большое значение в развитии психики ребенка.

Как показывают наблюдения, н овладении движениями рук большую роль играет подражание.

Э. Франус различает три вида подражательных реакций: 1) повторение собственных движений; 2) повторение знакомых движений взрослого; 3) повторение новых движений.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Формирование коммуникативных качеств личности
Задачей педагога, формирующего ком­муникативную культуру, является установ­ление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, со­здание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивос­ти и вместе с тем инициативности. Для до­стижения этого, на наш ...

Классификация аутентичных текстов
В работах методистов мы встречаем разные классификации аутентичности. Кричевская К.С. дает определение аутентичных подлинным литературным, фольклорным, изобразительным, музыкальным произведениям, предметам реальной действительности, таким, как одежда, мебель, посуда и их иллюстративным изображениям ...

Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе
Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 54». В эксперименте участвовали старшие дошкольники (10 человек). Возраст детей (от 5,6 до 6 лет). Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя ми ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru