Развитие движений руки

Страница 2

Повторение собственных движений выражается в том, что ребенок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем снова первой и т. д. Примеров такого самоподражания можно видеть очень много, Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки») ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их,

В конце первого — начале второго года ребенок начинает внимательно следить за действиями взрослого, которые являются новыми для него (вот мать открыла коробочку, сорвала цветок и т.д.), а затем пытается проделать это же самое.

Очень обстоятельные исследования X. Хальверсона показали, что движения руки по направлению к предмету можно разделить на три основных типа: петлеобразные, планирующие и скользящие. В первом случае кисть руки приближается к объекту и опускается на него, описывая в воздухе петлю. В планирующем движении рука начинает опускаться ранее приближения к объекту, а при скользящем — кисть движется по поверхности стола, пока не достигает объекта. Вначале движения неточны, часты промахи. По мере роста ребенка движения становятся все более координированными и четкими. Поданным X. Хальверсон, схватывание предметов (кубика, чашки, мячика и т, п.) совершенствуется до возраста 15 месяцев, когда они оказываются уже близкими к движениям взрослого.

В психологии придается большое значение процессу отнесения ощущений к определенному предмету — «предметности восприятия». Еще И.М.Сеченов указал, что источником происхождения этой особенности восприятия являются действия с предметом. В процессе таких действий все получаемые ощущения связываются с воспринимаемым предметом. Это служит физиологической основой для развития дифференцирования предметов; комплекс ощущений, получаемых в действиях с одним предметом, обособляется от комплекса ощущений, получаемых в действиях с другим предметом. Если ребенок проделывает адекватные действия с предметами, например пьет из чашки или расчесывает волосы расческой, то уто является объективным показателем дифференцирования предметов, которое достигается в действиях с ним.

Наряду с адекватным использованием предметов очень интересным показателем того, что ребенок уже выделяет себя из числа других людей и окружающих предметов, являются попытки использовать чужую руку. В наших наблюдениях над двухлетними детьми мы часто сталкивались с тем, что ребенок пытался произвести какое-то действие не своей рукой, а рукой взрослого — ребенок брал руку матери (или другого близкого человека) и старался использовать ее как «инструмент». Во время прогулки маленькая Рита(1 год 8 месяцев) увидела цветок — она взяла руку матери и стала подталкивать ее к цветку. Когда мать попыталась сорвать цветок Ритиной ручкой, то девочка спрятала руки за спину и отступила в сторону. Особенно часто дети пытаются использовать руку взрослого, чтобы удалить пугающий предмет. Леночка (1 год 6 месяцев) боялась газет (начинала плакать, когда при ней развертывали и шуршали газетой), а если видела этот неприятный предмет близко около себя, то подводила мать и толкала ее руку к газете.

Ж. Пиаже и некоторые другие авторы связывают формирование предметных действий с созреванием «сенсомоторных схем поведения». Однако ряд исследований советских психологов показал огромную роль научения. Кроме исследований П Я. Гальперина хочется отметить работу Р. Я. Лехтман-Абрамович и Ф. И. Фрадкиной. В наблюдениях па детях первого года они показали, что все более или менее сложные формы предметных действий формируются под влиянием научения. «Проанализировав предметную деятельность ребенка первого года жизни со стороны ее внешних и внутренних компонентов, можно со всей определенностью утверждать, что игра младенца с предметами не представляет собой инстинктивного врожденного действия, подобного так называемой "игре животных", — пишут они. В этом исследовании четко показано, что предметные действия развиваются в процессе общения ребенка со взрослым, воспитываются, и это воспитание требует определенных условий.

Безусловно-рефлекторные движения в период до 5 месяцев совершенствуются - все более выражено участие пальцев в схватывании предмета, когда он попадает в руку ребенка; начинается противопоставление большого пальца другим. Проходит еще дна месяца — и у ребенка обнаруживается уже много выработанных движений: машет руками при виде воды в ванне, делает оборонительные движения при виде неприятных ему объектов. Только на 9-м месяце появляются первые более тонкие условные двигательные рефлексы, в которых обнаруживаются выработанные движения пальцев: протягивая руку к мелкому предмету, ребенок нацеливается на него двумя пальцами — указательным и большим, при виде же большого предмета раскрывает все пальцы; в этом же возрасте появляются указательные движения пальцами.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Понятие «коллектив», его признаки и структура
Коллектив – это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью. Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно ли ...

Возможности применения социометрии в группе дошкольников
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих не ...

Урок как основная форма обучения изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать нескол ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru