Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников

Страница 3

Школьники овладевают знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простейших знаний и умений к более сложным, устанавливая связи между ними. Осознание связей и зависимостей между фактами, событиями, явлениями развивает мышление. Успех обучения будет достигнут лишь тогда, когда каждое упражнение и, следовательно, каждое новое умение учащихся будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе.

Нередко бывает так, что учитель выбирает темы и виды очередных упражнений, руководствуясь случайными соображениями, не понимая роли каждого упражнения в общей системе.

Постепенное расширение и обогащение умений в области связной речи может обеспечить план, составленный на длительный срок - лучше всего на год. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений и различные темы. План должен охватывать все доступные детям данного возраста виды сочинений, изложений, рассказов, других упражнений. Это позволит разносторонне развивать речь учащихся, так как каждый вид упражнений активизирует свои особые мыслительные операции, свою лексику, свои грамматические средства. Очень важно определить примерное соотношение видов сочинений. Планируя развитие речи учащихся на год, учитель должен решить, как часто следует проводить устные или письменные работы, изложения или сочинения, писать письма или отзывы о прочитанных книгах, заметки в газету, составлять устные рассказы.

Устные упражнения, естественно, проводятся чаще, чем письменные. Это преобладание достигается за счет пересказов прочитанного, в этом нет ничего плохого, однако, как известно, в школе часто недооцениваются собственные устные рассказы учащихся по наблюдениям, импровизации, драматизации, словесное рисование. Такие письменные упражнения, как сочинения и изложения, рассчитанные на весь урок, проводятся сравнительно редко (обычно 2 раза в месяц), но письменные упражнения малых форм выполняются часто, 2-3 раза в неделю (сочинения и изложения-миниатюры). Что касается таких письменных работ, как записи в дневнике наблюдений, то они могут быть даже ежедневными.

Очень важно, чтобы письменное (как и устное) изложение чего-то своего, собственных мыслей и знаний стало для школьников обычным, повседневным, привычным делом, а не чем-то исключительным. Иными словами, нужно преодолеть психологический барьер, который возникает у некоторых учащихся по отношению к самостоятельному письму. Этот барьер может быть преодолен только систематичностью письма, превращением его из редкой и необычной деятельности в повседневную.

В школе в соответствии с программой преобладают повествовательные сочинения и изложения как наиболее доступные детям; однако по мере развития учащихся все чаще и шире в повествование вводятся «зарисовки»- элементы описания, а также причинные обоснования и выводы - элементы рассуждения.

Принцип систематичности обучения требует, чтобы каждая новая учебная работа представляла собой шаг вперед от уже усвоенного, опиралась на предыдущие. От простого к сложному, от известного к неизвестному - таков путь обучения любому умению, в том числе и речевым умениям.

Систематичность невозможна без перспективности. Учителю необходимо знать, какие трудности встретятся учащимся в следующем полугодии, в следующем году. Тогда он сможет организовать подготовку к предупреждению и преодолению этих трудностей уже в сегодняшней работе.

Так, программа I класса не обязывает учителя обучать детей составлению планов. Это делается во II и III классах. Однако опытный учитель начнет подготовку заранее: будет учить первоклассников рисовать картинки к прочитанному рассказу и располагать их в последовательном порядке, делить читаемый текст на части, выделять главное и выражать его кратко, при составлении устных рассказов будет задавать вопросы: «О чем ты расскажешь (или рассказал)? О чем теперь будешь рассказывать?»

Планирование видов ученических работ, их соотношения, последовательности, определение обучающих задач каждого упражнения создают систему развития связной речи или, как нередко говорят, систему сочинений.

Страницы: 1 2 3 

Другое о образовании:

Второй иностранный язык в сельской национальной школе
В статье обосновывается актуальность и рассматривается специфика обучения французскому языку как второму иностранному после английского в сельской якутской школе. Изучение второго иностранного языка всё более становится практической необходимостью не столько с целью сохранения и пропаганды французс ...

Исторический аспект процесса интеграции предметов в современной школе
На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания. Интеграция тесна, связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. «Интеграция - есть процесс сближения и связи н ...

Так что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позиц
Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире. Техническое творчество позволяет не только отражат ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru