Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой едино целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты.
В методике развития речи учащихся используется также термин «текст». Текст определяется как «словесное произведение», «последовательность предложений», продукт речевой деятельности. Текст может быть записан графически или на пленку; он может быть также звучащим, произносимым, незаписанным. Поэтому говорят: «текст сочинения», «текст рассказа», «исправление, совершенствование текста» и т.п. Развивая речь учащихся, мы учим их построению текста в соответствии с коммуникативными задачами.
Напомним, что речь (текст) порождается всегда потребностями жизни - труда, познавательной деятельности, игры и пр. Связная речь не может быть самоцелью (даже в учебных ситуациях!): никто никогда не говорит и не пишет только ради самого процесса говорения или письма. С помощью речи всегда достигается какая-то цель.
В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, пишет письма, статьи, отчеты, ведет свой дневник, выступает в самодеятельности, конспектирует и реферирует книги, статьи, составляет акты и протоколы, заявления и объявления, заполняет анкеты и т.п.
В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи, принадлежащей самим учащимся (или упражнения по развитию связной речи):
развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);
различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям;
записи по наблюдениям, ведение дневников погоды и природы, другие дневники;
устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);
устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу и т.п.;
рассказывание художественных текстов, заученных на память;
импровизация сказок, зачатки литературно-художественного творчества;
письменные изложения образцовых текстов;
перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр.) как устно, так и письменно;
диалоги - пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно);
различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;
письменные сочинения разнообразных типов;
статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, т.е. в сущности сочинения особых жанров;
письма;
деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.п.
Это лишь самое общее перечисление тех видов связных текстов, которыми пользуются младшие школьники. Как видим, разнообразие упражнений довольно велико.
В приведенном списке представлена и устная речь, и письменная; преобладает речь монологическая, однако есть и диалог. Материал самый разнообразный: от наблюдений, почти документальных записей до живого, творческого воображения в рассказах и импровизируемых сказках. Язык: от поэтического текста, заучиваемого наизусть, до лаконичного языка телеграммы. Жанры: от простого повествования о происшедшем, о наблюдаемых событиях до драматизированного рассказа.
Некоторые упражнения выполняются в строгих условиях урока, а иные дома. Различна и степень самостоятельности учащихся при составлении текстов: от подражания данным образцам до творческого сочинения, рассказа).
Весь материал дается учащимся почти без теории, практическими способами. Естественно, что только четкое планирование речевых упражнений на длительный срок (перспективное планирование) позволит избежать, с одной стороны, назойливых повторений одних и тех же видов работ, а с другой - пропуска необходимых упражнений, важной темы.
По степени самостоятельности учащихся упражнения в связной речи могут быть разделены на следующие типы: работы, выполняемые по образцу; конструктивные упражнения; творческие упражнения.
Последние приобретают здесь явно преобладающее место: большинство перечисленных выше упражнений выполняется без образца и без конструктивного задания.
Другое о образовании:
Работа по коррекции дыхания
Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрыз ...
Психолого-педагогическая характеристика ребенка 3-х летнего возраста
По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, 3-х летний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологического развитие. К трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свой ...
Сравнительный анализ методик
Преобразования Галилея – наиболее простой и естественный переход из одной системы отсчета в другую. Это уравнения, связывающие координаты и время некоторого события в двух инерциальных системах отсчета. Введение этого понятия в физике необходимо, т. к. с помощью преобразований Галилея мы можем расс ...