Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека. Одновременно она является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения.
Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.
Под развитием речи применительно к начальной школе понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.
Актуальность темы связана с существующей попредметной системой обучения, которая предполагает приобретение знаний в результате изучения отдельных курсов-предметов, но полученные по такой системе знания остаются разрозненными научными сведениями. В результате этого учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях и не всегда ясно представляют себе картину окружающего мира.
Новые задачи, стоящие перед школой, сегодня требуют новых подходов к обучению и воспитанию детей. Рядом с традиционными способами развития школьников набирают силу новые методики учителей-новаторов. Педагогическая наука и практика в творческом союзе стремятся найти новые решения осуществления учебно-воспитательного процесса.
Нарастающий поток различной информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняет содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения. В этих условиях осуществляются попытки нетрадиционного решения проблемы обновления содержания обучения и воспитания, которые многие педагоги – исследователи и новаторы – практики начинают искать на путях «межпредметной интеграции».
Интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы, действительности, а также способствует приобретению новых знаний, представлений, является высшей формой реализации межпредметных связей на качественно новой ступени.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Цель данного исследования: определение оптимальных условий использования межпредметных связей как средства развития связной речи на уроках литературного чтения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: межпредметные связи как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза: Повысить уровень развития связной речи младших школьников возможно, если:
- знать условия эффективной организации развития связной речи младших школьников;
- системно диагностировать ход развития речевого опыта младших школьников;
- использовать на уроках литературного чтения межпредметные связи.
Задачи исследования:
раскрыть понятия «интеграция», «связная речь»;
проанализировать психолого-педагогическую, речеведческую, методическую литературу по данной теме;
выявить условия для развития речевых умений при использовании межпредметных связей;
раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках литературного чтения;
Методы исследования:
-анализ психолого-педагогической, речеведческой, методической литературы в аспекте развития связной речи.
- наблюдение и анализ хода обучения детей;
- анализ и обобщение полученных данных при исследовании;
Методологическая основа: Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Психологическим основанием процесса интеграции могут являться идеи Ю.М. Самарина, А.Я. Данилюка, Выготского Л.С., И.Д. Зверева, Т.Ф. Федорец и других, высказывающих свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей. Актуальность задачи использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды подчёркивали Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистверг, К.Д. Ушинский.
Теоретическая значимость состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания об особенностях использования межпредметных связей с целью развития связной речи на уроках литературного чтения и на этой основе обогатить профессиональные знания и умения.
Практическая значимость: Предлагаемые методические рекомендации по оптимизации процесса обучения младших школьников в процессе использования межпредметных связей на уроках литературного чтения могут быть использованы студентами педагогического колледжа в процессе формирования профессиональной компетенции, а также в практике начальной школы как молодыми учителями, так и учителями стажистами.
Другое о образовании:
Подвижные игры как средство физического воспитания младших
школьников
Л.В. Былеева (1998), например, считает, что подвижной игрой называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих, подчеркивает она, определяются сюжетом данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов ...
Технологии, способствующие улучшению
голоса
К мерам, способствующим улучшению голоса до операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения. После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выход и активизирую ...
Цели,задачи и методы исследования графомоторных навыков у
старших дошкольников с ОНР
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР . Объект исследования – уровень сформированности графо – моторных навыков у старших дошкольников с ОНР. Предмет исследования – особенности развития графомоторных навыков у старших дошко ...