Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к выводу о необходимости создания и внедрения сюжетно-ролевых игр, которые бы способствовали формированию вежливости детей старшего дошкольного возраста.
Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к выводу о необходимости проведения с данной группой дошкольников сюжетно-ролевых игр, в которых основной упор будет строиться на формировании вежливости. Нами были подобраны тематики сюжетно-ролевых игр, в которых представляется возможным наиболее полно отразить проблему культуры поведения, усвоения детьми нравственных норм поведения, а значит и развитие вежливости. Таким образом, можно говорить о том, что наиболее подходящими можно считать следующие сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Супермаркет», «Поход в театр». Разработки вышеперечисленных сюжетно-ролевых игр представлены в приложении 4. Подобранные нами сюжетно-ролевые игры были включены в перспективный план, представленный в таблице 6.
Таблица 6
Перспективный план работы по формированию вежливости у детей старшего дошкольного возраста
Месяц |
Тематика сюжетно-ролевой игры |
Задачи и содержание игры |
Приемы руководства |
Предварительная работа |
декабрь |
почта |
Воспитание культуры поведения в общественных местах. Формирование навыка вежливого общения. Формирование ролевого взаимодействия: Почтальон-клиент Почтальон-директор Почтальон- шофер почтальон-жильцы дома воспитание уважения к профессии почтальона. Формирование доброжелательности, вежливости, уважения к окружающим; развития способности высказывать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. |
Поддержание ролевого диалога. Введение сюрпризных моментов в игру, различных атрибутов, подсказка тех или иных вежливых слов и действий. |
1.Беседа «Почта» 2.Аппликация: конверты 3.Чтение стихотворения «Почта» 4.«Наши мамы, наши папы» 5.Знакомство со стихотворением: Почтовый ящик на стене, на видном месте, Собирает вести вместе а потом его жильцы полетят во все концы. |
январь |
супермаркет |
Формирование навыков культурного поведения в общественных местах и навыков вежливого общения. Формирование ролевого диалога: заведующий – продавец, заведующий – покупатели, заведующий – кассир, покупатели – продавец, покупатели – кассир, продавец – шоферы, шоферы – рабочие. |
Введение в игру новых атрибутов. Поддержание ролевого диалога. Введение воспитателем проблемных игровых ситуаций. Самостоятельное распределение ролей, подсказка тех или иных вежливых слов. |
Чтение рассказа «История профессии Продавец», загадывание загадок, изготовление атрибутов (картонные продукты, деньги, чеки, кошельки), рассматривание иллюстраций по теме, сооружение прилавок и касс Предложить детям сходить с родителями в магазин (обратить внимание на разнообразие отделов, как общаются покупатель-продавец). Занятие «Обучение рассказу: сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек . Занятие «Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка» Показ игры «Магазин»: – показ игровых действий воспитателем, – участие воспитателя в игре, – проследить, как продавец и покупатель (дети) вежливо обращаются друг с другом, – обратить внимание, как дети правильно пользуются атрибутами, где оставляют халат, когда выходят из магазина. Игры с созданием ситуаций: – ты забыл деньги дома, – твой друг разбил бутылку с соком, – у подруги нет денег на мороженое, что делать. Беседа с детьми о том, какие есть отделы в магазине (молоко, хлеб, обувь, одежды). Художественная литература 1. Чтение «Веселый магазин» 2. Рассматривание иллюстраций в книге «Русский язык в картинках» стр. 50–55. Индивидуальная беседа. 3. «Чудо-дерево» К.Чуковский |
февраль |
Поход в театр |
Систематизация знаний детей о правилах поведения в общественном месте; обучение несложным правилам проезда и поведения в театре: правила поведения в театре, умение вежливо уступать место старшим, младшим, больным людям; использование в речи этикетных слов и выражений: «будьте добры», «будьте любезны», «садитесь, пожалуйста» и т.д. |
Введение в игру новых атрибутов и сюрпризных моментов. Поддержание ролевого диалога. Введение воспитателем проблемных игровых ситуаций. Самостоятельное распределение ролей. |
Беседа о театре (об артистах, о правилах поведения в театре). Игра «Я режиссер» (показ настольного театра детьми и воспитателями): – Красная Шапочка, – Репка 3. Аппликация: «Твой пригласительный билет». Предложить родителям сводить детей в театр, с объяснением и пояснением всех правил поведения в театре 5.Постановка сказок: – Теремок, – Колобок, |
Другое о образовании:
Содержание и задачи процесса приобщения
дошкольников к этнической культуре
Потребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далеком прошлом; в каждом народе живет стремление передать накопленный жизненный опыт и мудрость молодым. Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как соци ...
Психодиагностика школьной зрелости
Определение психических возможностей ребенка помогает учителю и психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе. Во-первых, это задача определения наиболее благоприятного срока поступления ребенка в школу. Во-вторых, это задача проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, о ...
Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К пер ...