Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе

Страница 6

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. По мнению, С.В. Петериной и И.А. Петровой, именно коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

Л. Дубина отмечает, что в поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников. Однако, необходимо отметить, что это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Отметим основные психологические новообразования, на которые необходимо опираться при воспитании вежливости ребенка старшего дошкольного возраста:

Формируется схематичное цельное детское мировоззрение;

Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?»;

Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели;

Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания;

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.

Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия, по мнению Д.А. Виноградовой, должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям.

Воспитание вежливости предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Вежливость предполагает не только делать что-либо нужным образом, но самое главное, воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Е. Смирнова и В. Холмогорова, справедливо отмечают, что воспитание вежливости обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Например, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты, происходит знакомство с основными правилами вежливого общения в реальных жизненных ситуациях: например, приветствие - в телефонном разговоре, процедуру прощания, поздравление на дне рождения и т. п.

Воспитание вежливого отношения к людям осуществляется различными путями по трем этапам:

Первоначальный этап формирования привычки быть вежливым связан с воспитанием отношения к отдельным взрослым, а затем, по мере установления связи с детьми, формирование поведения по отношению к своим товарищам. Вежливое поведение еще не осознанное.

На втором этапе формирования привычки вежливое отношение является ситуативным. Поведение осмысливается в отдельных случаях, осознается.

На третьем этапе вежливое отношение к людям становится моральной потребностью, которая проявляется в поведении и суждениях.

На всех этапах работы по воспитанию вежливости огромную роль, по мнению Г. Степановой, играет оценка, которая развивает у детей чувство симпатии к людям и является связующим звеном между знаниями и поведением. Например, на первом этапе формирования привычки оценка помогает детям усвоить правила вежливости, стимулирует их выполнение. В процессе формирования привычки оценка поддерживает детей стремление быть вежливым. При закреплении привычки быть вежливым, у детей развивается способность к оценке поведения литературного героя, своих товарищей и своею собственного поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Способы эффективного взаимодействия учителей и учащихся в образовательной среде школы
В каждой школе работает много учителей, которые, даже принимая общую концептуальную установку на максимальное развитие личности ребенка обучающегося по развивающей системе обучения, реализуют ее по-своему, более или менее адекватно ее содержанию. Так, для смягчения жесткой установки школы учитель о ...

Ознакомительное чтение как цель и средство обучения иностранному языку в средней школе
Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и рассматривается как перцептивно-мнемическая деятельность, которая направлена на извлечение информации из печатного текста и процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, предопределяемый конкретной целью ...

Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане
Социально–политические преобразования в Узбекистане отражают объективную потребность в анализе и поиске путей разработки современных подходов в обучении и воспитании молодежи в целях обеспечения прогресса страны, укрепления ее авторитета в мире и роли в Центрально–Азиатском регионе. Вместе с тем не ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru