Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе

Страница 5

Своеобразие вежливого поведения заключается в его связи с доброжелательным отношением, поэтому важно развивать чувство уважения чувство собственного достоинства у детей старшего дошкольного возраста;

Овладение опытом вежливого поведения определяется спецификой самих проявлений в условиях детского сада. Поэтому не всеми проявлениями вежливости дети дошкольного возраста овладевают одинаково легко и быстро. Быстрее и легче дети овладевают проявлениями прощания, чем приветствия, вежливого обращения с просьбой, чем благодарностью за услугу. Легко и быстро дети усваивают привычку вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, труднее - проявлением извинения за свою неловкость. Однако, исходя из парности в проявлении вежливости, их взаимосвязь способствует лучшему обогащению опыта детского поведения по всем проявлениям вежливости.

Вежливость формируется и проявляется в процессе общения в различных видах деятельности. Все виды деятельности имеют свои возможности и особенности для обогащения опыта вежливого поведения. Большие возможности для упражнения детей в вежливом отношении к взрослым и своим товарищам имеет бытовая деятельность. В процессе учебной деятельности уточняются и закрепляются представления о правилах вежливости, осознаются мотивы вежливых проявлений.

Воспитание вежливости представляет собой сложный, многоэтапный и многогранный процесс. В связи с расширением круга общения в детском коллективе и с коллективом взрослых необходимо и возможно в старшем дошкольном возрасте формирование привычки быть вежливым по всем ее проявлениям, применительно ко всем окружающим людям. Исследования З.М. Богуславской, О. Клименковой, И.Н. Курочкиной показывают, что в результате систематической работы по организации опыта вежливого поведения, оно становится устойчивым и осознанным.

Если рассмотреть методику воспитания вежливого ребенка, то получится следующее: личный пример + подсказка правильного поведения + акцент на положительном + упражнения + единство подходов.

Личный пример заключается в следующем: родители, воспитатели и близкий круг людей, а в принципе всё окружение ребенка в той или иной степени должны становиться вежливыми и обходительными в любой ситуации. Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г.Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. «Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения со взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном».

Подсказка правильного поведения: заключается в подсказке ребенку, как себя вести и почему;

Акцент на положительном заключается в следующем: нужно хвалить ребенка, если он благодарит за обед, здоровается и пр. В то же время, необходимо отметить, что в случае если же ребенок забывает иногда о правилах хорошего тона, то не стоит его за это ругать (получится акцент на отрицательным);

Упражнения, то есть здесь имеются в виду повторения того или иного действия. (хвалить за что-то и т.п.)

Единство подходов представляет собой единство действий дошкольных учреждений и семьи. Именно работа дошкольных учреждений по нравственно воспитанию детей должна быть направлена, во-первых, на обеспечение всесторонней воспитательно-образовательной работы с детьми; во-вторых, на поддержание постоянной связи с родителями в целях установления единства воздействия на ребенка. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.

Знание данных механизмов позволит с большей эффективностью проводить работу по воспитанию вежливости с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание педагогического процесса на рассматриваемом нами возрастном этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Логопедическое обследование детей с ринолалией
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Нарушения речи ка ...

Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте
В данном параграфе будут рассмотрены вопросы возможностей сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости у дошкольников. Для этого нам необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие нам судить об сюжетно-ролевой игре ка ...

Развитие творческих способностей через обучение решению текстовых задач
Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи. Не останавливаясь на неоднократно отмечавшемся значении таких задач, как простейшей, но достаточно четкой модели применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод р ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru