Своеобразие вежливого поведения заключается в его связи с доброжелательным отношением, поэтому важно развивать чувство уважения чувство собственного достоинства у детей старшего дошкольного возраста;
Овладение опытом вежливого поведения определяется спецификой самих проявлений в условиях детского сада. Поэтому не всеми проявлениями вежливости дети дошкольного возраста овладевают одинаково легко и быстро. Быстрее и легче дети овладевают проявлениями прощания, чем приветствия, вежливого обращения с просьбой, чем благодарностью за услугу. Легко и быстро дети усваивают привычку вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, труднее - проявлением извинения за свою неловкость. Однако, исходя из парности в проявлении вежливости, их взаимосвязь способствует лучшему обогащению опыта детского поведения по всем проявлениям вежливости.
Вежливость формируется и проявляется в процессе общения в различных видах деятельности. Все виды деятельности имеют свои возможности и особенности для обогащения опыта вежливого поведения. Большие возможности для упражнения детей в вежливом отношении к взрослым и своим товарищам имеет бытовая деятельность. В процессе учебной деятельности уточняются и закрепляются представления о правилах вежливости, осознаются мотивы вежливых проявлений.
Воспитание вежливости представляет собой сложный, многоэтапный и многогранный процесс. В связи с расширением круга общения в детском коллективе и с коллективом взрослых необходимо и возможно в старшем дошкольном возрасте формирование привычки быть вежливым по всем ее проявлениям, применительно ко всем окружающим людям. Исследования З.М. Богуславской, О. Клименковой, И.Н. Курочкиной показывают, что в результате систематической работы по организации опыта вежливого поведения, оно становится устойчивым и осознанным.
Если рассмотреть методику воспитания вежливого ребенка, то получится следующее: личный пример + подсказка правильного поведения + акцент на положительном + упражнения + единство подходов.
Личный пример заключается в следующем: родители, воспитатели и близкий круг людей, а в принципе всё окружение ребенка в той или иной степени должны становиться вежливыми и обходительными в любой ситуации. Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г.Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. «Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения со взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном».
Подсказка правильного поведения: заключается в подсказке ребенку, как себя вести и почему;
Акцент на положительном заключается в следующем: нужно хвалить ребенка, если он благодарит за обед, здоровается и пр. В то же время, необходимо отметить, что в случае если же ребенок забывает иногда о правилах хорошего тона, то не стоит его за это ругать (получится акцент на отрицательным);
Упражнения, то есть здесь имеются в виду повторения того или иного действия. (хвалить за что-то и т.п.)
Единство подходов представляет собой единство действий дошкольных учреждений и семьи. Именно работа дошкольных учреждений по нравственно воспитанию детей должна быть направлена, во-первых, на обеспечение всесторонней воспитательно-образовательной работы с детьми; во-вторых, на поддержание постоянной связи с родителями в целях установления единства воздействия на ребенка. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.
Знание данных механизмов позволит с большей эффективностью проводить работу по воспитанию вежливости с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание педагогического процесса на рассматриваемом нами возрастном этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.
Другое о образовании:
Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной
деятельности учителя
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составляющей профессиональной деятельности. От того, насколько эффективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога. ...
Анализ собственного стиля педагогической деятельности
практиканта
При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – студенты принимали активное участие в обсуждении излагаемого материала. На мой взгляд, данный стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как увеличение инициативы студентов приводит к сохранен ...
Особенности речевого развития ребенка 3-х летнего возраста
Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и ...