Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе

Страница 4

Однако, по мнению И.Н. Курочкиной, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие в ряде случаев выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей. Планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формировать моральные чувства и нравственные представления.

Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения значительно обогащается: дети осваивают правила поведения в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности).

З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, а так же Б.В. Бушелева считают, что воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

И.М. Анисимова придерживается точки зрения о том, что воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 6-7 лет. Внимание педагога направляется на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности.

Выделим особенности формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста:

Ближе к шести годам ребенок начинает применять нормы вежливости осознанно. Конечно, некоторые нормы закрепляются и раньше, но самое благотворное время для этого конец пятого года жизни - начало шестого.

Необходимо учитывать, то, что взрослому кажется легким и простым, может быть сложным и непонятным для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому требовать выполнения запомнить все нормы вежливого поведения в обществе нецелесообразно.

Дети дошкольного возраста отличаются эмоциональностью и импульсивностью. Эмоциональное состояние сильно влияет на поведение, и для того, чтобы заставить его что-то сделать, необходима положительная мотивация. В качестве «стимулятора» может выступать заинтересованность, симпатия к людям, удовольствие. Но эмоциональное равновесие у детей крайне неустойчиво и часто сменяется возбуждением. Воспитание вежливости в старшем дошкольном возрасте можно только при хорошем настроении «ученика».

Необходимо учитывать способность детей дошкольного возраста к подражанию, и именно на основе подражания закладываются навыки культурного поведения. Пример родителей продолжает оставаться одной из главных «направляющих» в этом возрасте. Но ребенок перестает быть «пассивным» участником процесса. Теперь он выступает в своеобразной роли критика или судья. В жизни детей старшего дошкольного возраста наступил очень важный этап: они учатся оценивать поведение других с точки зрения усвоенных ими этических норм. Если ранее вежливость была копированием стиля общения взрослых, то теперь в старшем дошкольном возрасте нужно пропустить эти нормы «через себя», через свое сознание. Такое поведение не является истинным ябедничеством, у него совсем другая задача: ребенок желает понять, правильно ли он усвоил ту или иную норму. Подходя к воспитателю или родителям с информацией о том, что кто-то сделал что-то не так, он желает знать: правильно ли он осудил это поведение. И если взрослый подтверждает его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении самого ребенка.

Разрыв между знанием правил вежливости и поведением по правилам - является следствием нарушения при воспитании вежливости принципа единства моральных знании, поведения, чувств, злоупотребление словесными методами воспитания без достаточного воздействия на чувства детей с целью развития доброжелательности во взаимоотношениях детей между собой и с окружающими взрослыми людьми;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое о образовании:

Методы и приемы работы по развитию музыкального восприятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения
На формирующем этапе, исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по развитию музыкального восприятия. Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции и внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыкального произведения, была организована музыкальная ...

Понятия «монологического высказывания» как средства общения
Прежде чем перейти к рассмотрению способов совершенствования речевых умений, нам представляется логичным рассмотреть понятие монологического высказывания. Как указывает Е.И.Пассов, монологическая речь представляет собой одну из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной ...

Государственный стандарт начального общего образования в России
В настоящее время в начальной школе РФ действует «стандарт второго поколения» (2004 год), но до вступления этого стандарта в силу, действовал стандарт «первого поколения» (1998 года). В 1999 году все начальные школы РФ «осуществили переход» на четырёхлетнюю начальную школу. Стандарт начального обра ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru