Роль внеклассной работы в формировании математических знаний

Страница 2

Формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразными, выбираться с учетом возрастных особенностей учащихся, должны бать рассчитаны на различные категории учащихся: на интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, не проявивших ещё интереса к предмету. Они должны во многом отличаться от форм проведения уроков. При организации внеклассных занятий важно не только серьёзно задумываться над их содержанием, но обязательно - над методикой их проведения, формой.

Её основные формы: кружковые занятия, конкурсы, решения задач, математические вечера, математические экскурсии, факультатив, неделя математики, изготовление математических моделей, турниры, олимпиады. Проведение кружковых занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство классных и внеклассных занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу. Надо учесть, что иногда «неправильные» рассуждения и их опровержения, тренировка в «разговоре» на математические темы дает учащимся больше пользы, чем сообщение учителем готовых решений. Это необходимо для развития у учащихся с нарушением слуха собственной инициативы, личного подхода к решению данной задачи. Важно чаще практиковать различные способы решения задачи, не стремиться навязывать свое решение. Лучше решить одну задачу двумя-тремя способами, чем одним способом три задачи. Вместе с тем учителю необходимо следить за тем, чтобы тематика кружковых занятий была разнообразной. Темп проведения кружковых занятий должен постепенно возрастать.

Ценность содержания внеклассной работы определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Школьников обязательно надо учить ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачу с непривычным для них математическим содержанием.

В работе математического кружка большое значение имеет занимательность материала и систематичность его изложения. Занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала может быть направлена на общее умственное развитие учащихся. Нецелесообразно на кружковых занятиях по математике проводить систематическое повторение пройденных вопросов, так как сообщение учащимся математических фактов, подлежащих обязательному усвоению, не является основной задачей внеклассной работы.

Каждая из форм внеклассной работы обладает своими особенно ценными качествами. Математические соревнования привлекательны тем, что участвовать в них стремятся почти все ученики. Это учитель может использовать как для повышения интереса к математике, так и для организации коллективной умственной деятельности учеников. Что особенно существенно, поскольку в изучении математики потребность в объединении усилий нескольких равноправных участников встречается нечасто. При проведении соревнований участники разбиваются на команды, ведущие борьбу за скорейшее и более качественное выполнение задания.

Внеурочная работа, направленная на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся.

Неудовлетворительное усвоение учащимися программного материала может объясняться различными причинами: пропусками уроков по болезни, индивидуальными особенностями восприятия и запоминания учебного материала.

Внеурочные занятия с отстающими – дополнительная нагрузка на учащихся, которые, как правило, слабо успевают именно потому, что отстают от сверстников в физическом развитии. Поэтому заниматься с такими школьниками дополнительно следует только в случаях крайней необходимости: если имеющиеся пробелы по какой-либо теме не дадут им возможности усвоить в дальнейшем важный программный материал (приёмы устных и письменных вычислений, основные типы текстовых содержательных задач).

Внеурочные занятия должны быть индивидуальными. (Конечно, за исключением тех случаев, когда одна и та же тема не усвоена несколькими учащимися).

Методика объяснения и закрепления учебного материала не отличается в целом от методики работы над этим материалом на уроке. В индивидуальной беседе учитель выясняет характер затруднений, которые испытывает ученик при изучении данного материала, что даёт ему возможность скорректировать методику индивидуального обучения. Достаточно, если методика будет отражать наиболее важные характеристики мышления школьника.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

География – ее значение в воспитании будущего поколения
Люди живут и работают в разных природных зонах: на равнинах и в горах, среди лесов и на степных просторах, в холодной тундре и в знойной пустыне. Они возделывают землю, разводят живот­ных, добывают и перерабатывают полезные ископаемые, вы­плавляют металлы, строят города, прокладывают дороги и т. д. ...

Методы работы с монологической речью
Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, ...

Особенности современного аксиоматического подхода
В настоящее время аксиоматический подход понимается как «способ построения научной теории, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения, называемые аксиомами теории, а все остальные предложения получаются как логические следствия аксиом». Аксиоматический метод зародился в работ ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru