Роль внеклассной работы в формировании математических знаний

Страница 2

Формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразными, выбираться с учетом возрастных особенностей учащихся, должны бать рассчитаны на различные категории учащихся: на интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, не проявивших ещё интереса к предмету. Они должны во многом отличаться от форм проведения уроков. При организации внеклассных занятий важно не только серьёзно задумываться над их содержанием, но обязательно - над методикой их проведения, формой.

Её основные формы: кружковые занятия, конкурсы, решения задач, математические вечера, математические экскурсии, факультатив, неделя математики, изготовление математических моделей, турниры, олимпиады. Проведение кружковых занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство классных и внеклассных занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу. Надо учесть, что иногда «неправильные» рассуждения и их опровержения, тренировка в «разговоре» на математические темы дает учащимся больше пользы, чем сообщение учителем готовых решений. Это необходимо для развития у учащихся с нарушением слуха собственной инициативы, личного подхода к решению данной задачи. Важно чаще практиковать различные способы решения задачи, не стремиться навязывать свое решение. Лучше решить одну задачу двумя-тремя способами, чем одним способом три задачи. Вместе с тем учителю необходимо следить за тем, чтобы тематика кружковых занятий была разнообразной. Темп проведения кружковых занятий должен постепенно возрастать.

Ценность содержания внеклассной работы определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Школьников обязательно надо учить ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачу с непривычным для них математическим содержанием.

В работе математического кружка большое значение имеет занимательность материала и систематичность его изложения. Занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала может быть направлена на общее умственное развитие учащихся. Нецелесообразно на кружковых занятиях по математике проводить систематическое повторение пройденных вопросов, так как сообщение учащимся математических фактов, подлежащих обязательному усвоению, не является основной задачей внеклассной работы.

Каждая из форм внеклассной работы обладает своими особенно ценными качествами. Математические соревнования привлекательны тем, что участвовать в них стремятся почти все ученики. Это учитель может использовать как для повышения интереса к математике, так и для организации коллективной умственной деятельности учеников. Что особенно существенно, поскольку в изучении математики потребность в объединении усилий нескольких равноправных участников встречается нечасто. При проведении соревнований участники разбиваются на команды, ведущие борьбу за скорейшее и более качественное выполнение задания.

Внеурочная работа, направленная на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся.

Неудовлетворительное усвоение учащимися программного материала может объясняться различными причинами: пропусками уроков по болезни, индивидуальными особенностями восприятия и запоминания учебного материала.

Внеурочные занятия с отстающими – дополнительная нагрузка на учащихся, которые, как правило, слабо успевают именно потому, что отстают от сверстников в физическом развитии. Поэтому заниматься с такими школьниками дополнительно следует только в случаях крайней необходимости: если имеющиеся пробелы по какой-либо теме не дадут им возможности усвоить в дальнейшем важный программный материал (приёмы устных и письменных вычислений, основные типы текстовых содержательных задач).

Внеурочные занятия должны быть индивидуальными. (Конечно, за исключением тех случаев, когда одна и та же тема не усвоена несколькими учащимися).

Методика объяснения и закрепления учебного материала не отличается в целом от методики работы над этим материалом на уроке. В индивидуальной беседе учитель выясняет характер затруднений, которые испытывает ученик при изучении данного материала, что даёт ему возможность скорректировать методику индивидуального обучения. Достаточно, если методика будет отражать наиболее важные характеристики мышления школьника.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Применение игр в формировании грамматического навыка
Эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. Существует множество методических ...

Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент
Актуальность и значимость проблемы нарушения письма проанализированной в первых главах, позволили определить направление собственного констатирующего исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе школы – интерната № 22 V вида г. Кемерово. В эксперименте принимали участие 12 учащихся вт ...

Методические рекомендации по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5–6 классах
Очевидно, что вычислительная культура является необходимым элементом общеобразовательной подготовки учащихся прежде всего силу своей практической значимости. Умение предвидеть результат, осуществить его проверку входит в учебно-интеллектуальную группу общеучебных умений, которые создают необходимую ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru