Педагогические условия формирования правовой культуры личности

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Педагогические условия формирования правовой культуры личности

Страница 5

Как в этом контексте проявляются указные ранее факторы современного культурогенеза?

Традиционные культуры (национальные, этнические) возникли в «сельской местности», на основе собирательства, охоты и земледелия. То, как этнос вписывался в кормящий ландшафт, определяло жилище, одежду, приготовление еды, образ поведения и жизни в целом. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляется как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Можно сказать, что все эти культуры не только программируют, "грузят" личность, но и дают ей конкретные формы жизненной компетентности, возможность эффективного решения различных проблем.

Ныне ведущая часть человечества живет в среде урбанистической. У многих, наверное, еще свежи в памяти пафосные заявления об угрозе, которую якобы несут современная цивилизация, бизнес, городской образ жизни несут культуре и нравственности. Достаточно вспомнить хотя бы творчество писателей-«деревенщиков» - В.Белова, В.Распутина и др. Действительно, традиционные этнические и национальные культуры сформировались именно в сельском образе жизненного обустройства. То, как некая общность вписывалась в кормящий ландшафт, определяло образ жизни, труд, жилище, кухню, одежду, утварь и прочие быт и нравы. И город, индустриальное производство, а уж тем более – глобализированная экономика, вроде бы, с неизбежностью должны были разрушать традиционные культуры, нивелировать, стричь все род одну гребенку неких стандартов.

Развитие событий оказалась намного сложнее и интереснее. Так, к концу предыдущего столетия очевидным стал несколько неожиданный результат. Городская цивилизация не только не разрушила традиционные культуры, но и создала условия их сохранения и поддержки. В современном мегаполисе личность имеет возможность сохранить свою культурную идентичность, обеспечить себе и своим близким «дом души» в рамках национальной, этнической, конфессиональной субкультуры. Более того, именно мегаполисы стали источником новых мощных процессов культурогенеза, возникновения и развития новых возрастных, досуговых, профессиональных и т.п. субкультур.

И во все эти процессы самым активным и непосредственным образом оказались вовлеченными бизнес (деловая активность) и менеджмент как его технология.

С одной стороны, сам бизнес оказался зависимым от традиционных культур. Развитие международных связей и контактов, транснациональных корпораций и совместных предприятий вывели на первый план проблему кросс-культурного менеджмента, т.е. специфических проблем менеджмента, связанных с обеспечением эффективного руководства носителями различных культур, людьми с различной культурной идентичностью. Факты говорят, что традиционные культуры могут и способствовать новому развитию и успешным инновациям.

Успех модернизации и инновации предполагает наличие достаточно зрелой традиционной культуры. Незрелость таковой или сознательное пренебрежение обрекает реформаторов на провал, а общество ввергает в глубокий кризис и подвергает его серьезнейшим испытаниям. Именно традиционная культура и «самобытность» обеспечивают такие существеннейшие факторы успеха экономических реформ, реорганизаций и нововведений как: консолидацию общества, обеспечивающую его способность преодолеть временные трудности, пойти на временные жертвы; придание духовного начала и нравственное оправдание новым целям и средствам их достижения; ограничение потребительского индивидуализма; легитимность деятельности реформаторов; мотивация к активной трудовой и предпринимательской деятельности.

Начало XXI века характеризуется мощным процессом глобализации. Несмотря на то, что менеджмент становится интернациональным, национальные культуры остаются. Управление разнообразием будет направлено на сохранение разнообразия, которые и будут выступать как преимущества организации. Бизнес и культура предполагают и дополняют друг друга, немыслимы в современном обществе друг без друга. Особенно очевидно это применительно к особенностям современной России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность
«История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает ...

Цели и задачи эстетического воспитания
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания. Необходимо четко разграничивать понятия эстетического и художественного воспитания. Из работ В.Н. Шацкой видно, ч ...

Интерактивные технологии коррекционного обучения детей с особыми нуждами
Первая отечественная попытка внедрения компьютерных технологий в обучение разных категорий детей с выраженными отклонениями в развитии, обучающихся в специальных школах страны, была осуществлена в рамках Проекта Гособразования СССР и корпорации IBM «Нетрудоспособные дети и инвалиды» в 1989 - 1991 г ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru