Правовоспитательная деятельность является важнейшим в подготовке конкурентно способной личности в старшем школьном возрасте, так как данная деятельность направлена на воспитание ребенка в духе права, на воспитание, которое строится на принципах гуманизма.
Огромную роль в правовоспитательной деятельности играет семья, так как она является ведущим фактором в процессе «становления» старшеклассника в обществе (начиная с выбора местности, в которой он живет, среды, которая прививает ему определенные понятия о ценностях в обществе, и, кончая определением его социально-экономического статуса); она известным образом может оказать особое влияние и на то, станет ли ребенок преступником или семье удастся оградить его от этого. Во многих отношениях именно от семьи зависит, вступит ли ее член в контакт с преступным миром, идя на риск перехода в другую общественную категорию. Это особое значение семьи в процессе развития и социализации личности нашло отражение в современной концепции развития личности - «семья как модель основного тренинга».
Особое внимание в правовоспитательной деятельности в современной общеобразовательной школе следует уделить своевременному выявлению старшеклассников, склонных к девиантному поведению, а также семей «группы риска», правовому просвещению не только старшеклассников, но и родителей, организации совместной правовоспитательной деятельности старших школьников, родителей и педагогического коллектива общеобразовательной школы, с целью вовлечения в эту деятельность как можно большего количества участников, организации дополнительного правового образования старшеклассников, социально-педагогической работе со старшими школьниками «группы риска».
Приоритетным же направлением воспитательной работы образовательных заведений, семьи, общества в целом должно являться утверждение позитивного культурного идеала и всемерное распространение его. Речь идет: о развитии духовных потребностей; об исключении элементов, развивающих социальную патологию; о формировании правовой культуры и культуры в широком смысле, которая должна способствовать укреплению нравственного здоровья нации, препятствующие социальной дезорганизации и деградации; об ограничении и постепенном вытеснении насилия и индивидуализма как норм социального бытия.
Механизмы формирования правовой культуры должны контролироваться обществом в нескольких аспектах:
поддержка распространения нравственно-правового идеала, изыскание средств повышения эффективности каналов распространения такой культуры;
ограничение, а в ряде случаев и запрет на пропаганду антикультуры, всего, что отрицает нравственный идеал;
разработка мер по противодействию преступности в молодежной среде,
расширение правовой базы, регулирующей вопросы противодействия преступности в молодежной среде;
разработка системы норм, методов профилактической работы с несовершеннолетними;
организация правового просвещения молодежи и перестройка всей системы правового воспитания как основного средства общего предупреждения правонарушений в условиях противодействия преступности;
организация взаимодействия администрации, образовательных учреждений, правоохранительных органов и Министерства образования области;
проектирование системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних, включающую в себя три направления: правовоспитательную работу со школьниками, проводимую в процессе теоретического обучения, внеклассной работы, общественно-полезной деятельности; правовоспитательная работа с родителями несовершеннолетних с девиантным поведением и входящих в группу риска; правовая подготовка учителей и родителей.
Проблема формирования нравственно-правовой культуры личности выступает как комплексная, междисциплинарная, полифункциональная проблема, решение которой предполагает создание специфических условий для субъектов, объединенных в различные социальные группы в соответствии с возрастом и типом поведения в обществе и обеспечивающих выработку у несовершеннолетних устойчивых нравственных и правовых убеждений, которые определили бы отношение к окружающим, независимо от случайных воздействий среды и ситуации, накопление позитивного нравственного и правового опыта поведения, формирование готовности к активной нравственной и правовой, духовной позиции воспитуемого.
Другое о образовании:
Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошад ...
Задачи формирования культуры поведения детей
старшего возраста
«Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.» Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. ...
Модели и технологии дистанционного образования
Исторически дистанционное образование (ДО) прошло через следующие этапы: а) Использование одной технологии и отсутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом. Типичным примером является заочное обучение – обучение по переписке. б) Интегрирование различных технологий, упо ...