Педагогические условия формирования правовой культуры личности

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Педагогические условия формирования правовой культуры личности

Страница 1

Правовоспитательная деятельность является важнейшим в подготовке конкурентно способной личности в старшем школьном возрасте, так как данная деятельность направлена на воспитание ребенка в духе права, на воспитание, которое строится на принципах гуманизма.

Огромную роль в правовоспитательной деятельности играет семья, так как она является ведущим фактором в процессе «становления» старшеклассника в обществе (начиная с выбора местности, в которой он живет, среды, которая прививает ему определенные понятия о ценностях в обществе, и, кончая определением его социально-экономического статуса); она известным образом может оказать особое влияние и на то, станет ли ребенок преступником или семье удастся оградить его от этого. Во многих отношениях именно от семьи зависит, вступит ли ее член в контакт с преступным миром, идя на риск перехода в другую общественную категорию. Это особое значение семьи в процессе развития и социализации личности нашло отражение в современной концепции развития личности - «семья как модель основного тренинга».

Особое внимание в правовоспитательной деятельности в современной общеобразовательной школе следует уделить своевременному выявлению старшеклассников, склонных к девиантному поведению, а также семей «группы риска», правовому просвещению не только старшеклассников, но и родителей, организации совместной правовоспитательной деятельности старших школьников, родителей и педагогического коллектива общеобразовательной школы, с целью вовлечения в эту деятельность как можно большего количества участников, организации дополнительного правового образования старшеклассников, социально-педагогической работе со старшими школьниками «группы риска».

Приоритетным же направлением воспитательной работы образовательных заведений, семьи, общества в целом должно являться утверждение позитивного культурного идеала и всемерное распространение его. Речь идет: о развитии духовных потребностей; об исключении элементов, развивающих социальную патологию; о формировании правовой культуры и культуры в широком смысле, которая должна способствовать укреплению нравственного здоровья нации, препятствующие социальной дезорганизации и деградации; об ограничении и постепенном вытеснении насилия и индивидуализма как норм социального бытия.

Механизмы формирования правовой культуры должны контролироваться обществом в нескольких аспектах:

поддержка распространения нравственно-правового идеала, изыскание средств повышения эффективности каналов распространения такой культуры;

ограничение, а в ряде случаев и запрет на пропаганду антикультуры, всего, что отрицает нравственный идеал;

разработка мер по противодействию преступности в молодежной среде,

расширение правовой базы, регулирующей вопросы противодействия преступности в молодежной среде;

разработка системы норм, методов профилактической работы с несовершеннолетними;

организация правового просвещения молодежи и перестройка всей системы правового воспитания как основного средства общего предупреждения правонарушений в условиях противодействия преступности;

организация взаимодействия администрации, образовательных учреждений, правоохранительных органов и Министерства образования области;

проектирование системы формирования нравственно-правовой культуры несовершеннолетних, включающую в себя три направления: правовоспитательную работу со школьниками, проводимую в процессе теоретического обучения, внеклассной работы, общественно-полезной деятельности; правовоспитательная работа с родителями несовершеннолетних с девиантным поведением и входящих в группу риска; правовая подготовка учителей и родителей.

Проблема формирования нравственно-правовой культуры личности выступает как комплексная, междисциплинарная, полифункциональная проблема, решение которой предполагает создание специфических условий для субъектов, объединенных в различные социальные группы в соответствии с возрастом и типом поведения в обществе и обеспечивающих выработку у несовершеннолетних устойчивых нравственных и правовых убеждений, которые определили бы отношение к окружающим, независимо от случайных воздействий среды и ситуации, накопление позитивного нравственного и правового опыта поведения, формирование готовности к активной нравственной и правовой, духовной позиции воспитуемого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К пер ...

Программа семейного детского сада
Данная программа разработана Министерством образования Республики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа воспитателям, которые работают в группах семейного типа, организованных дома у воспитателя. Программа для семейного детского сада создана на основе итогов психолого-педагогических ис ...

Методика формирования культуры поведения
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадова ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru