Педагогические условия формирования правовой культуры личности

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Педагогические условия формирования правовой культуры личности

Страница 4

Из этого можно сделать вывод, что среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей с речевым недоразвитием специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций, т. е. особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Отмечается задержка формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и др.

Традиционно культуру сводят к традиции, системе норм, правил, образцов. Однако, особенно применительно к современной, интенсивно трансформирующееся культуре такой подход оказывается явно недостаточным. Необходимо учитывать новые обстоятельства, эффективно стимулирующие формирование и развитие новых культур. В первом приближении в качестве ведущих факторов современного культурогенеза наиболее очевидны три: городской образ жизни (мегаполис), деловая активность (бизнес и менеджмент как его технология) и государство (власть). Непонимание этих факторов способно приводить и нередко приводит к ошибочным оценкам ряда современных процессов, например, - глобализации.

Все обилие определений и трактовок культуры можно свести к нескольким основным подходам.

В "ценностной" трактовке культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей народа или человечества в целом. Действительно, ни одно общество не может существовать и развиваться без накопления опыта предшествующих поколений, ибо только на их основании становится возможной жизнь последующих.

Согласно "технологическому" подходу, культура есть способ жизнедеятельности, технология деятельности. Все люди спят, едят, трудятся, любят, но в каждом обществе это делают по-своему. Именно "быт и нравы", или принятые в данном сообществе способы, осуществления жизненных актов понимаются здесь как выражение конкретной культуры. В "технологическом" понимании к культуре относятся и такие сомнительные, с точки зрения ценностного подхода, явления как, скажем "культура преступного мира", "технология" действия средств массового уничтожения.

В этой связи культура может рассматриваться семиотически, как «знаковая система», как «совокупность текстов, точнее механизм, создающий совокупность текстов», как «система знаний».

Широко представлен и "человекотворческий" подход, когда культурными признаются не все без исключения способы осуществления жизнедеятельности, а только такие, которые способствуют развитию, совершенствованию и возвышению человека, как "система выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности".

Все эти подходы: «ценностный», «технологический», «семиотический», «человекотворческий», каждый по своему справедливы, поскольку акцентирует внимание на разных, но, в то же время, действительно важных сторонах культуры. Культура этой способ жизнедеятельности (технология), а значит – аккумулирует в ценностях и нормах представление о значимых целях и эффективных способах их достижения, которые фиксируются и выражаются в конкретных знаковых системах, а усвоение этих представлений личностью способствует формированию и развитию личности.

Обобщая все эти подходы, можно сказать, что культура - ни что иное, как способ порождения, хранения и трансляции определенного социального опыта, эффективного в конкретных жизненных условиях.

В таком - назовем его "интегральным" – понимании культура это явление, свойственное исключительно человеку и человеческому сообществу. Культура - по сути дела - система внегенетического наследования опыта. Поведение животного регулируется инстинктами, то есть является врожденным, полностью заданным каждому животному и каждому виду животных генетически. Родившись, животное практически сразу готово к активной жизни. Человек же рождается совершенно беспомощным, неспособным к самостоятельной жизни. Животное, а точнее - вид, выживает за счет того, что он уже "заранее" приспособления к жизни в определенной среде. Если же среда меняется, вид может сохраниться только за счет изменения генотипа или мутации. Человек, в отличие от животного, не приспосабливается к среде. Не меняясь как биологический вид, он изменяет саму окружающую среду, как бы заставляя "мутировать" ее в нужном ему направлении. Человек заменяет природную среду искусственно создаваемой "культурной" средой. Но, оказываясь в новой, им самим созданной среде, человек испытывает на себе ее обратное воздействие. Его собственное "творение", в свою очередь, начинает изменять его самого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru