Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Страница 1

Все перечисленные выше особенности познавательной сферы младшего школьника накладывают определенный отпечаток на учебную деятельность учащихся младших классов. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Активность ученика в этом процессе обучения рассматривается нами как познавательная активность. Признаки познавательной активности младших школьников: а) отношение к учению (в чем видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий); б) качество знаний (знание материала программы, умение применять его на практике); в) характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, степень высшей активности, эмоционально-волевое проявление); г) отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность, системность, направленность).

Исследование мотивов в учении у младших школьников, проведенное М.В. Матюхиной, показала, что их мотивационная сфера представляет довольно сложную систему. Мотивы, входящие в эту систему могут быть охарактеризованы по двум мнениям: по содержанию и по состоянию, уровню сформированности. По содержанию мотивы учения младших школьников можно подразделить на: 1) учебно-познавательные, связанные с содержанием и процессом учения; 2) широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьников. Что касается состояния мотивационной сферы младшего школьника, то она характеризуется такими свойствами, как мера осознанности мотивов, которые побуждают ребенка учиться; понимание их значимости, мера действенности мотива. Содержание этих характеристик и дает представление о мере сформированности того или иного вида мотивации .

Интерес – это особое отношение к чему-либо, потребность в определенных эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то действий, от каких-то людей или предметов.

Среди средств активизации учения школьников диктанты выдвигают такие, как «учебное содержание, методы и приемы «обучения, формы организации учения».

Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержании учения привлекает младших школьников. Поэтому перед учителем стоит задача – заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности детей является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах урока, особенно при постановке перед детьми познавательных задач, создание стимулов обучения. Так, например, при изучении темы «Термометр» важно провести игру: «Какой термометр нужен?», включив в нее следующие жизненные ситуации:

малыша нужно купать. Как узнать температуру воды в ванночке?

Маша заболела. Пришел врач. Чем он измерит температуру?

Снег растаял. Как узнать, можно ли уже сажать семена в почву?

Ярко светит солнце зимой. Но нужно ли одевать шубу, Ваня не знает. Что ему нужно сделать?

Возрастными особенностями младших школьников диктуется такое требование, как привлечение занимательности. На уроках используются ребусы, дидактические игры, викторины, загадки и другой материал, который может увлечь детей. Одним из приемов, активизирующих познавательную деятельность детей на уроках природоведения, являются викторины - ответы на вопросы, связанные с темой урока и поставленные в занимательной форме. Викторина возбуждает интерес, развивает сообразительность, повышает внимание учащихся, усиливает эмоциональную сторону учебного материала, оживляя урок.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Вектор саморазвития личности и проблема исследования личностной идентичности
Самоидентификация определяется как самооценка собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта, включая физические, нравственные и психологические качества, отраженные в самосознании личности. В процессе онтогенеза, происходит формирование самотождественности личности, дост ...

Проблема познавательного развития в психологии
Интерес к особенностям детской психики в связи с задачами обучения и воспитания был свойствен всей передовой научно-педагогической мысли Нового времени, начиная от X. Вивеса, Я.А. Коменского и Дж. Локка. Во второй половине XVIII века этот интерес, резко обострившийся в связи с подъемом экономическо ...

Выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей исследуемой группы
Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы. Анкета для родителей включала вопросы, о ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edakam.ru