Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Страница 1

Все перечисленные выше особенности познавательной сферы младшего школьника накладывают определенный отпечаток на учебную деятельность учащихся младших классов. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Активность ученика в этом процессе обучения рассматривается нами как познавательная активность. Признаки познавательной активности младших школьников: а) отношение к учению (в чем видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий); б) качество знаний (знание материала программы, умение применять его на практике); в) характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, степень высшей активности, эмоционально-волевое проявление); г) отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность, системность, направленность).

Исследование мотивов в учении у младших школьников, проведенное М.В. Матюхиной, показала, что их мотивационная сфера представляет довольно сложную систему. Мотивы, входящие в эту систему могут быть охарактеризованы по двум мнениям: по содержанию и по состоянию, уровню сформированности. По содержанию мотивы учения младших школьников можно подразделить на: 1) учебно-познавательные, связанные с содержанием и процессом учения; 2) широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьников. Что касается состояния мотивационной сферы младшего школьника, то она характеризуется такими свойствами, как мера осознанности мотивов, которые побуждают ребенка учиться; понимание их значимости, мера действенности мотива. Содержание этих характеристик и дает представление о мере сформированности того или иного вида мотивации .

Интерес – это особое отношение к чему-либо, потребность в определенных эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то действий, от каких-то людей или предметов.

Среди средств активизации учения школьников диктанты выдвигают такие, как «учебное содержание, методы и приемы «обучения, формы организации учения».

Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержании учения привлекает младших школьников. Поэтому перед учителем стоит задача – заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности детей является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах урока, особенно при постановке перед детьми познавательных задач, создание стимулов обучения. Так, например, при изучении темы «Термометр» важно провести игру: «Какой термометр нужен?», включив в нее следующие жизненные ситуации:

малыша нужно купать. Как узнать температуру воды в ванночке?

Маша заболела. Пришел врач. Чем он измерит температуру?

Снег растаял. Как узнать, можно ли уже сажать семена в почву?

Ярко светит солнце зимой. Но нужно ли одевать шубу, Ваня не знает. Что ему нужно сделать?

Возрастными особенностями младших школьников диктуется такое требование, как привлечение занимательности. На уроках используются ребусы, дидактические игры, викторины, загадки и другой материал, который может увлечь детей. Одним из приемов, активизирующих познавательную деятельность детей на уроках природоведения, являются викторины - ответы на вопросы, связанные с темой урока и поставленные в занимательной форме. Викторина возбуждает интерес, развивает сообразительность, повышает внимание учащихся, усиливает эмоциональную сторону учебного материала, оживляя урок.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Рисунки и рассказы детей о насекомых
Одним из показателей интереса детей к миру насекомых является их желание рисовать и рассказывать о насекомых. Результаты наблюдений, экскурсии, прогулки дети стремятся отразить в самостоятельной изобразительной деятельности. По рисункам можно судить о том, что особо привлекает внимание ребёнка, как ...

Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющ ...

Функции социального педагога, воздействующие на коррекцию поведения ребенка
Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной школе, в больнице, приюте, детском доме, интернате для престарелых социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru