Интерактивные технологии коррекционного обучения детей с особыми нуждами

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Интерактивные технологии коррекционного обучения детей с особыми нуждами

Страница 2

Проблемой изучения закономерностей развития аномалий психики занимаются патопсихологи, дефектологи, детские психиатры. Поиском этих закономерностей, изучением причин и механизмов формирования того или иного психического развития занимались такие ученые, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединский, Т. В. Егорова, Н. Г. Поддубная, Л. М. Жаренкова.

Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. Рождение ребенка в семье - это радость и счастье, поэтому любящим родителям очень сложно увидеть какое-либо отклонение. Большие трудности в воспитании и обучении ребенка испытывают родители в период поступления в школу и обучения в ней.

Причины возникновения задержки психического развития у детей подразделяют на две большие группы:

- причины биологического характера (патология беременности, недоношенность ребенка, родовые травмы, различные соматические заболевания и тяжелые мозговые травмы);

- причины социально-психологического характера (изоляции в условиях социальной депривации, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: общения, игровой, предметной; искажение условия воспитания ребенка в семье). Чаще всего в основе задержки психического развития лежит взаимодействие этих причин.

Задержка психического развития представляет собой синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций. Замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой насыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Эмоционально-волевая сфера ребенка при задержке психического развития конституционального происхождения находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.

Ребенок с задержкой психического развития ведет себя непосредственно, эмоции яркие (бурно выражает радость, обиду, негативизм), общий фон настроения приподнятый. Совершенно другая картина поведения, особенно эмоционального настроя, складывается у детей, имеющих задержку психического развития соматогенного происхождения. В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей общий тонус и активность ребенка. Исследования М. С. Певзнер, К. С. Лебединской, Т. А. Власовой объясняют это гиперопекой родителей, которая ограничивает способности ребенка, его побуждения, эмоции. Задержка психического развития психогенного характера идет по двум путям развития:

во - первых на ребенка условия безнадзорности неблагоприятно влияют и оказывают травмирующее влияние на психику ребенка. Часто приводят к стойким сдвигам вегетативных функций и психического развития. В условиях безнадзорности не тормозятся его аффективные вспышки и агрессия, а как результат не стимулируется развитие его познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Вследствие этого эмоционально-волевая сфера становится неустойчивой, ребенок не проявляет усилий в достижении какой-либо цели.

во-вторых, при изнеживающем воспитании - формируется тип «кумира семьи», несамостоятельного, безынициативного, безответственного. Для такого ребенка характерен инфантилизм. Малая способность к волевому усилию приводит к формированию эгоцентризма и эгоизма, нелюбви к труду, установке на постоянную помощь и опеку. Другой вид задержки психического развития церебрально-органического происхождения имеет в своей основе негрубую органическую недостаточность нервной системы. Этот тип задержки психического развития обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений и проявляется у ребенка в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, преобладании игровых интересов, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности. Психологические расстройства этих детей затрагивает в большей степени познавательную сферу, а эмоционально-волевая сфера не сформирована. Таким образом, проблема профилактики, ранней диагностики генеза задержки психического развития представляет сложную и требующую решения проблему. Ребенок с задержкой психического развития нуждается в особой помощи, и чем раньше она будет оказана, тем полноценнее будет осуществляться процесс воспитания и обучения. В связи с этим нами разработан алгоритм коррекционного занятия для детей с задержкой психического развития:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Пути сплочения коллектива
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее интересное дело. Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Работа по достижен ...

Детский сад А.С. Симонович
Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "с ...

Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной деятельности учителя
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составля­ющей профессиональной деятельности. От того, насколько эф­фективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога. ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru