Первая отечественная попытка внедрения компьютерных технологий в обучение разных категорий детей с выраженными отклонениями в развитии, обучающихся в специальных школах страны, была осуществлена в рамках Проекта Гособразования СССР и корпорации IBM «Нетрудоспособные дети и инвалиды» в 1989 - 1991 гг. В рамках Проекта был изучен зарубежный опыт в области компьютеризации специального обучения, определена возможность и необходимость русификации западных специализированных программно-аппаратных комплексов «Видимая речь-1», и «Экранный чтец», разработаны методики их применения в российской системе специального образования детей с сенсорными нарушениями, разработаны содержание и методы курсовой подготовки специалистов. Оперативное решение столь масштабных задач позволило широкому кругу специалистов увидеть смысл в компьютеризации специального образования, оценить спектр новых возможностей ребенка и учителя, предоставляемых новыми технологиями. Однако в связи с распадом СССР, в 1992г. Проект был приостановлен. Сегодня Институт коррекционной педагогики РАО выдвигает в качестве приоритетной задачи разработку концептуальных основ использования компьютерных технологий в специальном образовании. Проблема внедрения компьютерных технологий в систему специального образования стоит как методологическая проблема: сформулированы концептуальные идеи в области философии компьютеризации специального образования; предложен путь широкого использования компьютерных технологий в различных содержательных областях специального образования, использование компьютера сразу в качестве инструмента учебной деятельности, отвечающей возрасту, уровню развития, этапным задачам коррекционного обучения ребенка. Реализация компьютерные технологий позволяет индивидуализировать коррекционный процесс в условиях класса, обеспечивает каждому ребенку адекватный лично для него темп и способ усвоения знаний, предоставляет возможность самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи. Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит в разработке новых «обходных путей» обучения, возможных только на базе этих технологий; создании компьютерно опосредованных педагогических технологий выявления и преодоления дисбаланса между развитием и обучением, применительно к разным содержательным линиям развития ребенка, так как именно в компьютерной форме они становятся наиболее легко осваиваемыми и тиражируемыми технологиями. В соответствии с предложенной философией использования компьютерных технологий в специальном образовании Кукушкиной О.И была разработана концепция создания специализированных полифункциональных компьютерных программ инструментального типа, начата разработка отечественного программного обеспечения для детей с различными нарушениями в развитии. Возможность реализации выдвинутых концептуальных идей была доказана в ходе прикладных исследований Королевской Т.К., Кукушкиной О.И., Гончаровой Е.Л Был создан первый в России специализированный программный продукт «Мир за твоим окном» для старших дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития. Эта программа в настоящее время используется в десятках специальных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных центров страны, а также десятках семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. На основе концепции проводятся экспериментальные исследования, разрабатываются новые и апробируются разработанные ранее специализированные полифункциональные компьютерные программы инструментального типа. Проведена русификация второй и третьей версии программы «Видимая речь», представляющей новый «обходной путь» формирования звукопроизношения и просодических элементов речи детей и подростков с нарушениями слуха, основанный на использовании наглядных динамических моделей. Остается проблемой разработка содержания и методов обучения сурдопедагогов и логопедов, подготовки и переподготовиа кадров. В ходе проведенных экспериментальных исследований доказаны: высокий мотивационный эффект применения данной компьютерной технологии в обучении разных категорий детей, возможность сокращения сроков постановки и автоматизации звуков, возможность реконструкции отношений педагога и ребенка, стимуляции ребенка к освоению активной позиции - позиции субъекта обучения, осознанию достигнутых результатов и необходимости освоения новых задач в области произносительной стороны устной речи. Разработка технологии обучения «текстовому редактору» детей с различными нарушениями позволяет вводить компьютерные технологии работы с текстом в контекст обучения родному языку на ранних этапах его освоения детьми школьного возраста. Кукушкиной О. И. исследованы специфические особенности реализации общей модели применительно к обучению детей с нарушениями слуха и детей с различными речевыми нарушениями. В контексте разработки теоретических и практических аспектов внедрения компьютерных технологий в специальное образование разработаны и обоснованы принципы компьютерной поддержки целенаправленного социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста в условиях специального обучения. Использование компьютерных интерактивных моделей для введения в обучение ребенка младшего школьного возраста таких новых объектов познавательной деятельности как настроение, связь событий и настроений, изменение настроения, характер настроения, шкала настроений и ее связь с событийными рядами позволяет, за счет компьютерных моделей обеспечить ребенка деятельностью моделирования, прогнозирования, которые чрезвычайно трудно осуществлять другими средствами.
Другое о образовании:
Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возраст ...
Анализ практики социальной работы с подростками по формированию положительного
отношения к здоровью
В государственном учреждении образования "Средняя школа № 12" г. Гомеля проводятся следующие виды социальной работы по формированию положительного отношения у подростков к собственному здоровью: 1. Профилактическая работа: использование медицинских средств профилактики болезней, вредных п ...
Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей
дошольного возраста
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и ...