3) несмотря на существующую полную свободу выражения эмоций, терапевтическая беседа развивается в определенных временных рамках, что придает ей структуру, которую ребенок может использовать, делая открытия внутри себя;
4) свобода от любого давления или принуждения.
Основные цели игровой психотерапии :
1) помогает в установлении диагноза;
2) способствует налаживанию контакта между педагогом и ребенком;
3) дает средства для работы с механизмами психологической защиты ребенка, играющими важную роль в развитии эмоциональных и поведенческих расстройств;
4) помогает словесному выражению чувств;
5) дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;
6) расширяет круг интересов ребенка.
Процесс игровой психотерапии, по Захарову , складывается из четырех взаимно перекрывающихся этапов: объединения детей в группу, рассказов, терапевтической игры, обсуждений:
1. Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью в виде предметных игр, рассказов об увлечениях.
Методы групповой игротерапии с детьми разрабатывались X. Гиноттом, который считает, что деятельность педагога направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена в отдельности. В задачу игротерапии не входит лечение группы как социальной единицы. X. Гинотт рекомендует применять групповую игротерапию при работе с детьми, страдающими нарушениями поведения, общения.
2. Рассказы сочиняются заранее и по очереди рассказываются в группе.
3. Терапевтическая игра, которая ставит своей целью устранение аффективных препятствий межличностного общения, требует высокой активности детей. В игре последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации.
4. Обсуждение – заключительный этап игровой психотерапии.
С целью улучшения общения ребенка с другими детьми или взрослыми применяется такая форма направленной игротерапии, как игра в сказкотерапии.
Сказкотерапия как метод психотерапевтического воздействия.
Сказкотерапия – один из новых психотерапевтических методов в современной научной практике. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, позитивная терапия притчами и историями Н. Кезешкяна, работы В. Проппа и т.д. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания, коррекции неблагоприятных поведенческих проявлений и эмоциональных нарушений.
Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс улучшения восприятия ребенком внутренней природы и мира вокруг через яркие образы .
Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития его души. Сказкотерапия – это еще и процесс «вспоминания» и возвращения ребенку гармоничного мироощущения.
Б.М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет живую душу художественного восприятия.
Врач-сказкотерапевт А.В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Он подчеркивает, что сказкотерапия – это еще и процесс «вспоминания» и возвращения ребенку гармоничного мироощущения.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева представляет сказкотерапию как:
· лечение (открытие с ребенком внутренних знаний, которые являются психотерапевтическими);
· процесс поиска смысла (расшифровка знаний о мире);
· образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
· объективизацию проблемных ситуаций;
· активизацию ресурсов, потенциала личности;
· образование и воспитание ребенка;
· улучшение внутренней природы, терапию средой, сказочной обстановкой, в которой может раскрыться личностный потенциал.
Сегодня мы выделяем четыре этапа в развитии сказкотерапии:
Другое о образовании:
О математическом творчестве
Прогресс человечества неразрывно связан с творчеством, с созданием нового, с возникновением идей, позволяющих взглянуть на, казалось бы, хорошо известные явления с неожиданных позиций. Теперь в эпоху ускоренного научно-технического прогресса особенно важно добиться того, чтобы как можно большее чис ...
Содержание понятия «здоровьесберегающая культура»
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что одной из приоритетных задач современного этапа развития системы образования должно стать формирование здоровьесберегающей культуры подрастающего поколения. На сегодняшний день в педагогической науке не сложилось однозначного толкования сущност ...
Особенности психоэмоционального и физического развития детей с нарушениями
речи
При моторной функциональной дислалии – в неречевых психических функциях не отмечается серьёзных нарушений, сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики. В эмоционально – волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное ...