Ведущими идеями сказкотерапии являются:
· осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
· понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
· познание разных стилей мироощущения;
· осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
· внутреннее ощущение силы и гармонии;
· сопереживание ребенка персонажам, в результате которого у ребенка появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Таким образом, путешествуя по сказке, ребята «мудреют», развиваются, познают жизнь, приобретают социальные навыки .
Сказкотерапия тесно связана с игровой терапией и с арттерапией.
Арттерапия как один из психотерапевтических методов.
Термин «арттерапия» ввел А. Хилл в 1938 г. и определил ее как «терапию искусством», метод освобождения посредством художественного (изобразительного) творчества от скрытых переживаний.
В научно-педагогической интерпретации «арттерапия» понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности, как отдельной личности ребенка, так и всего коллектива в целом.
Идеи отечественных специалистов в области арттерапии Е.И. Бурно, Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина, С.В. Шушарджана, А.И. Копытина, Л.Д. Лебедевой, О. Платонова, заключаются в том, что арттехнологии являются педагогическим средством, способствующим усилению адаптивных свойств личности ребенка, расширению его коммуникативных возможностей, мобильности.
А также такие отечественные специалисты в области художественной педагогики как Н.И. Сакулина, Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова и др. утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки; позволяет детям ощутить внутреннее единство и гармонию посредством «очищения» души, улучшения душевного состояния, пережить собой целесообразность мира и свою значимость в нем.
Психологический механизм катарсиса («очищения») был раскрыт Л.С. Выготским в работе «Психология искусства» [6], в которой он говорит о том, что искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство.
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей указывали представители зарубежной специальной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, Э. Сурно. Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитания посредством искусства», получившую распространение в начале XX в. Э. Сурно. Он известен работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.
Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребенка:
· бесформенные и хаотичные каракули, которые, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества;
· схемы;
· пиктограммы;
· собственно-художественные произведения.
Педагогическая арттерапия имеет ярко выраженную социальную направленность на конкретного ребенка, группу детей. Эта направленность носит непосредственный характер – прямое воздействие на объект (взаимодействие с ним); опосредованный – использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды; целенаправленное создание педагогической ситуации в интересах достижения поставленной цели.
С точки зрения психотерапевтической функции, «исцеляющий» эффект достигается благодаря тому, что в процессе артдеятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатического общения, признания ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях.
Для детей педагогическая арттерапия – уникальная возможность быть услышанными, получить искреннее внимание и заинтересованное участие педагога.
Цели арттерапии :
1. Дать социально приемлемый выход негативным чувствам.
2. Наладить отношения между педагогом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
3. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.
Другое о образовании:
Умение рационализировать вычисления
Рационализация вычислений требует от учащихся, помимо знаний всех основных свойств арифметических действий над числами, элементарного желания «упростить себе жизнь», затратить на выполнение, громоздкого по виду, задания как можно меньше времени, увидеть самый короткий, но от этого не менее правильн ...
Компоненты вычислительной культуры
Трудно, а может быть даже невозможно дать исчерпывающее определение музыкальной культуры индивидуума или его культуры мышления, да и вообще понятие культуры вряд ли поддается однозначному определению. Можно лишь попытаться выделить те элементы, наличие которых является необходимым признаком культур ...
Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствов ...