Реализация психотерапевтической функции в работе социального педагога посредством игротерапии, сказкотерапии и арттерапии

Новая педагогика » Реализация социальным педагогом психотерапевтических методов по формированию навыков общения и снижению уровня застенчивости, пассивности младших школьников » Реализация психотерапевтической функции в работе социального педагога посредством игротерапии, сказкотерапии и арттерапии

Страница 4

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

· осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

· понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

· познание разных стилей мироощущения;

· осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

· внутреннее ощущение силы и гармонии;

· сопереживание ребенка персонажам, в результате которого у ребенка появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Таким образом, путешествуя по сказке, ребята «мудреют», развиваются, познают жизнь, приобретают социальные навыки .

Сказкотерапия тесно связана с игровой терапией и с арттерапией.

Арттерапия как один из психотерапевтических методов.

Термин «арттерапия» ввел А. Хилл в 1938 г. и определил ее как «терапию искусством», метод освобождения посредством художественного (изобразительного) творчества от скрытых переживаний.

В научно-педагогической интерпретации «арттерапия» понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности, как отдельной личности ребенка, так и всего коллектива в целом.

Идеи отечественных специалистов в области арттерапии Е.И. Бурно, Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина, С.В. Шушарджана, А.И. Копытина, Л.Д. Лебедевой, О. Платонова, заключаются в том, что арттехнологии являются педагогическим средством, способствующим усилению адаптивных свойств личности ребенка, расширению его коммуникативных возможностей, мобильности.

А также такие отечественные специалисты в области художественной педагогики как Н.И. Сакулина, Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова и др. утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки; позволяет детям ощутить внутреннее единство и гармонию посредством «очищения» души, улучшения душевного состояния, пережить собой целесообразность мира и свою значимость в нем.

Психологический механизм катарсиса («очищения») был раскрыт Л.С. Выготским в работе «Психология искусства» [6], в которой он говорит о том, что искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей указывали представители зарубежной специальной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, Э. Сурно. Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитания посредством искусства», получившую распространение в начале XX в. Э. Сурно. Он известен работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.

Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребенка:

· бесформенные и хаотичные каракули, которые, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества;

· схемы;

· пиктограммы;

· собственно-художественные произведения.

Педагогическая арттерапия имеет ярко выраженную социальную направленность на конкретного ребенка, группу детей. Эта направленность носит непосредственный характер – прямое воздействие на объект (взаимодействие с ним); опосредованный – использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды; целенаправленное создание педагогической ситуации в интересах достижения поставленной цели.

С точки зрения психотерапевтической функции, «исцеляющий» эффект достигается благодаря тому, что в процессе артдеятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатического общения, признания ценности, уникальности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях.

Для детей педагогическая арттерапия – уникальная возможность быть услышанными, получить искреннее внимание и заинтересованное участие педагога.

Цели арттерапии :

1. Дать социально приемлемый выход негативным чувствам.

2. Наладить отношения между педагогом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

3. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

Содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группе
Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: реализовать содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе эксперимента для реализации поставленной цели нами был ...

Взаимосвьзь педагогического общения и характера профессиональной деятельности учителя
Общение педагога с детьми является не фоном, на котором решаются задачи обучения и воспитания, а важнейшей составля­ющей профессиональной деятельности. От того, насколько эф­фективно решает учитель коммуникативные задачи, зависит и успешность развития детей, и становление профессионализма педагога. ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru