Исследование проводилось с целью анализа примеров медиа-проектов – как в них ставится и ставится ли вообще образовательная задача.
Проведенное исследование позволило описать перечень рекомендаций по введению образовательных эффектов в рамках этих проектов.
При анализе медиа-проектов было обнаружено, что они представляют собой синтезированную модель деятельности, требуя от подростков занятия самых различных позиций — от автора замысла до технического исполнителя. Вместе с тем возникает принципиально важное требование кооперации и соорганизации в процессе создания фильма. Можно говорить о максимально благоприятной для решения образовательных задач ситуации коллективного творчества. От участника требуется не просто проявить свой творческий потенциал, но и обеспечить реальное взаимодействие самых различных профессиональных позиций, людей, придерживающихся разных убеждений и т. д.
Таким образом, задается возможность освоения подростками качеств, представлений и навыков, необходимых для современного человека вне зависимости от его профессии. Речь идет о возможности совмещения человеком позиций автора (придание личностного, творческого характера любой деятельности, способность замысливать ее, а не просто функционировать); соавтора (а в некотором смысле — педагога), организатора и управленца, технического исполнителя. В связи с педагогической ориентацией процесс создания фильма теряет свои производственные характеристики и приобретает некий знаковый или "модельный" характер, используется для комплексирования ситуаций трансляции образа жизни и формирования человека.
Исследование научной литературы и школьных проектов позволило обнаружить у школьников дефицит, не сводимый к общей проектной грамотности: дефицит самоопределений, неумение адекватно соотнести масштабы своих намерений, реальных возможностей и достижений, реальные задачи и перспективы роста, соотнести общественную активность с другими жизненными контекстами.
А наиболее явный дефицит, характерный как для социальных, так и для творческих проектов — неумение школьников обращать внимание на действительное социальное устройство, которое в одних случаях должно задавать предмет и контекст действия (и в этих случаях действие проваливается в пустоту), а в других — по крайней мере, может выступать ресурсом или, наоборот, препятствием для деятельности. Здесь рефлексию будем рассматривать как приобретение необходимого способа действия.
Интервью с участниками "ЛШОИ" позволило участнику (куратору) проекта самому более четко и понятно выявлять цели, осознавать и обосновывать те цели, которые до этого, возможно, формировались чисто на интуитивном уровне.
Важно, чтобы участник проекта сам научился систематизировать новые цели и задачи, суметь разделить цели проекта и личные цели. Это важно, прежде всего, для того, чтобы понять как эти цели взаимосвязаны и не противоречивы ли они друг другу.
При следующих условиях будем считать проект образовательным:
При четком различении личных и проектных целей
При осознании скрытых целей
При четкой постановке задач и следованию этим задачам
При реальной оценке своих ресурсов и осуществимости проекта
При позиционировании своей деятельности в социальном и культурном контексте
При оценке личной и социальной значимости проекта
При максимальном освоении объема знаний и навыков в данной сфере
Трудности, возникающие на пути воплощения замысла фильма (такие, как необходимость состыковки совершенно различных процессов, организации разнородного творческого коллектива и т. д.) должны не сглаживаться, а специально подчеркиваться тьюторами, работающими в детских съемочных группах. Эти трудности должны становиться для учащихся проблемными ситуациями, выход из которых не может быть просто кем-то подсказан.
Другое о образовании:
Колебания скрипичной струны
Теория колебания струны, возбуждаемой действием смычка, довольно сложна, однако основные моменты этой теории были выяснены Гельмгольцем. Поскольку высота тона оказывается соответствующей собственной частоте струны, колебания могут, в известном смысле, считать «свободными», функция смычка заключаетс ...
Теоретические основы организации внеклассной работы в начальных классах
общеобразовательной школы
Процесс совершенствования математических знаний, способствующий развитию школьника, должен осуществляться как на уроках, так и во внеурочное время. Поскольку целенаправленная внеклассная работа способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, воспитывает интерес к ...
Содержание и задачи процесса приобщения
дошкольников к этнической культуре
Потребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далеком прошлом; в каждом народе живет стремление передать накопленный жизненный опыт и мудрость молодым. Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как соци ...