Проектирование как ведущий образовательный тип деятельности

Новая педагогика » О возможности постановки образовательной задачи в детско-взрослых медиа-проектах » Проектирование как ведущий образовательный тип деятельности

Страница 2

И здесь кроется опасность. Если не отталкиваться от ситуации в обществе, в которой молодому человеку предстоит действовать "всерьёз", то становится не очень понятно, относительно какой реальности происходит самоопределение молодого человека, когда он осуществляет пробный проект.

В самом деле, внутренние позывы и интенции - вещь важная, но они могут прийти в противоречие с внешними, прежде всего социальными и культурными условиями. Скажем, выбранная деятельность или образ действия оказывается никем не востребованной или неадекватной в сложившейся ситуации; или, что нередко происходит, деятельность, будучи в целом востребованной, встречает противодействие отдельных лиц или группировок, которое приходится преодолевать разными способами.

С другой стороны, реальная ситуация в экономике, общественных отношениях, управлении, духовно-культурной сфере создаёт не только ограничения, но и целые наборы возможностей для действия. Карта возможных жизненных выборов (и их предполагаемых последствий) формируется общественной ситуацией. И если не принимать её в расчёт, не включать сознательно в горизонт, в котором разворачиваются пробные, детско-взрослые проекты, то сам этот горизонт невероятно сузится, а самоопределение будет происходить относительно достаточно узкого и с большой вероятностью случайного и банального набора возможностей и возможных деятельностей.

Третий аспект опасности, происходящей от игнорирования при разворачивании программы учебных детско-взрослых проектов, состоит в том, что многие проекты рискуют оказаться надуманными, не находящими себе ни места, ни объяснения в реальной жизни, реальном опыте молодых людей - и от этого, естественно, существенно падает интерес к проектной деятельности, а тем более - к её осмыслению.

Не говоря уже о том, что при вышеописанном подходе сама сфера социально значимой деятельности теряется для молодых людей; что они - с их энергией и способностями! - оказываются выключенными из процесса решения актуальных проблем - и из процесса принятия решений, способных оказать важное влияние на их будущую жизнь. Один только педагогический интерес настоятельно требует включения социального контекста в разработку пробных детско-взрослых проектов, требует постановки вопроса о социальной значимости продукта, ожидаемого от проекта.

И отсюда проистекает вторая возможная позиция педагога, курирующего проект. Он не просто организует осмысление того, что планируется сделать, и того, что уже сделано, но намеренно вводит в проектирование, в реализацию, в оценку результатов проекта реалии социальной и культурной жизни, сюжеты, порожденные "вызовами времени" и конкретными проблемами, которые важно решить - важно для судеб самих молодых людей. Даже если проект напрямую не касается этих вызовов и проблем, даже если он изначально является продуктом творческого самовыражения молодых людей, - важно задать вопрос о смысле его осуществления, о востребованности результатов проекта кем- то, кроме самих авторов, о возможной значимости этих результатов для решения реальных социальных проблем.

Словом, если в пробных детско-взрослых проектах основной целью взрослых является самоопределение молодых людей и выход их на реальную деятельность, плюс к тому – позиционирование этой деятельности в социальном и культурном контексте, определение ее места среди многих действий, формирующих процесс развития территории, то, когда речь заходит о проектах реальных, о реальном продукте и реальной социальной значимости, целью куратора становится обеспечение возможности осуществить проект. Идеальным итогом стоит считать освоение молодыми людьми всего объёма знаний и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной работы проекта, а также включение проекта в систему общественно признанных деятельностей.

Отметим теперь некоторые возможности, открывающиеся именно за счёт детско-взрослых проектов в образовани.

1. Возможность конкретного, предметного и "осязаемого" результата порождает совсем иную мотивацию для школьника, чем мотивация чисто учебная - мотивацию личного достижения. Школьник может сказать себе: "У меня получилось!"; опыт такого достижения и желание его воспроизвести мобилизует личный ресурс, в том числе и для достижения задач, традиционно считавшихся учебными (если освоение новых знаний и способов является условием для того, чтобы получилось).

2. В отличие от "предметного" содержания образования, по необходимости универсального, претендующего на актуальность "всегда и везде", проект - всегда здесь и сейчас. Следовательно, содержанием проектов могут становиться актуальные проблемы той территории, где живёт школьник. Стоит ли говорить, насколько это важно для присвоения "малой родины", появления к ней личностного отношения (и насколько больше смысла это имеет, чем все разговоры о патриотизме, остающиеся разговорами!).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развитие речи младших школьников, было проведено исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе 2 классов МОУ Погорельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа проводилась на баз ...

Общая характеристика изобразительной деятельности как средство сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения ...

Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность
Изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему. Отмечается значимость занятий изобразительной деятельностью для поз ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru