Сегодня художественный дизайн является эстетическим символом современной цивилизации. «Создавая для человека – дом, для людей – город, для Бога – храм, проектировщики всегда закрепляли своим творчеством стиль эпохи – некую общность художественно-эстетических принципов, понятий, нравов».
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн. Рисование карандашами и красками, цветная аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребенка к изобразительной деятельности. Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности.
«Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…». Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.
Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также «возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка».
Обучение детей элементам дизайна является важным условием развития детского изобразительного творчества, так как очень часто в детском саду вводятся шаблоны, готовые формы в творчестве ребенка, а эта деятельность способствует обогащению творчества дошкольника, позволяет ему самостоятельно решать творческие задачи.
Таким образом, тема нашего исследования: Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность заявленной темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Одной из таких деятельностей и является занятия по детскому дизайну.
Однако, подходя к изучению данной темы, мы столкнулись с проблемой полного отсутствия литературы по данному вопросу. Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях, а также подобный раздел имеется в программе воспитания и обучения детей «Истоки».
Поэтому целью нашей работы является: Определение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества, разработка программы «Юный дизайнер» направленной на развитие изобразительного творчества.
Задачи нашего исследования:
1. Выявить сущность понятия «детское изобразительное творчество» и раскрыть его виды и условия развития.
2. Изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды.
3. Раскрыть возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития изобразительного творчества.
3. Разработать программу по обучению детей элементам дизайна, направленной на развитие детского изобразительного творчества.
Гипотеза исследования: Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества будет эффективным, при соблюдении следующих требований:
- цикл занятий будет строиться последовательно и включать в себя разные виды дизайн-деятельности, такие как: графический дизайн, фитодизайн, аранжировки, моделирование одежды, декоративно-пространственный дизайн;
- донесение до детей смысла и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности;
- практического использования продуктов детской дизайн-деятельности в детском саду.
- организации восприятия детьми образцов дизайн искусства;
- организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, объясняя родителям важность занятий дома, консультации для родителей);
- а также наличия необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну (бумага разной фактуры, различный бросовый материал, ткани, краски, большой картон и др.).
Объект изучения: развитие детского изобразительного творчества.
Предмет исследования: обучение элементам дизайна детей старшего дошкольного возраста как условие развития изобразительного творчетства.
Методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы,
- беседа,
- изучение продуктов детской деятельности,
- психолого-педагогический эксперимент.
Другое о образовании:
Содержание насекомых в уголке природы. Устройство инсектария
Инсектарий – это искусственное жилище для насекомых, сделанное в банке или в старом аквариуме, который закрывают металлической сеткой или марлей. Дно садка засыпают песком и засаживают кустиками травы или ставят на него флакончик с веткой кормового растения, которое опрыскивают водой и изредка меня ...
Психолого-педагогические основы игровых технологий
Сущность подготовки студентов к использованию игровых технологий мы рассматривали, опираясь на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную А.А. Орловым. Профессионально- педагогическая подготовка будущих учителей в рамках этой концепции понимается как процесс и результат осво ...
Эмпирическое исследование детского
изобразительного творчества в сюжетном рисовании
Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе я/с № 3 г. Могилева в ноябре 2008 - апреле 2009 года. Для исследования мы взяли 25 детей группы «Почемучки» (Приложение 1) и их родителей, 1 воспитателя группы. Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детс ...