В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.
Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и перешивать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.
С.Н.Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».
Цель работы
– теоретически обосновать возможность и эффективность применения интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников.
Объект исследования: процесс экологического образования старших дошкольников.
Предмет исследования: интегрированные занятия как средство экологического образования дошкольников.
Гипотеза: сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детского дошкольного возраста.
В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) Изучить состояние проблемы интегрированного подхода в экологическом образовании детей
2) Выявить сущность и специфику организации комплексных мероприятий в работе с дошкольниками
3) Определить особенности экологического образования детей дошкольного возраста
4) Выявить уровень экологических знаний и эмоционального отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении имеющейся в отечественной педагогике и методике экологического образования специфики применения интегрированных занятий с дошкольниками; определении особенностей процесса экологического образования детей.
Другое о образовании:
Типология тестовых заданий для пропедевтического курса информатики и ИКТ
При составлении тестовых заданий существуют некоторые общие правила, на которые можно опираться во время работы. Различными авторами предлагаются различные классификации видов тестовых заданий. Рассмотрим наиболее употребительные из них в практике тестирования. Предварительно можно выделить четыре ...
Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи
В своей работе мы использовали следующие приемы логопедической работы: Массаж. - Дифференцированный логопедический массаж (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мыш ...
Рисунки и рассказы детей о насекомых
Одним из показателей интереса детей к миру насекомых является их желание рисовать и рассказывать о насекомых. Результаты наблюдений, экскурсии, прогулки дети стремятся отразить в самостоятельной изобразительной деятельности. По рисункам можно судить о том, что особо привлекает внимание ребёнка, как ...