Сравнительный анализ гендерных особенностей мотивации преступного поведения

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Сравнительный анализ гендерных особенностей мотивации преступного поведения

Значение категории мотива в изучении закономерностей поведения, в том числе преступного, безусловно велико. Исследования мотивации преступника позволяют взглянуть на преступление изнутри, не как на статистическую единицу во всем массиве преступности с ее собственными характеристиками и свойствами, а как на реальное конкретное поведение реального человека.

Несмотря на малоизученность гендерных особенностей преступного поведения, в литературе всё же имеется ряд источников, которые помогают пролить свет на особенности преступлений, связанные с половой спецификой личности. Данной проблемой занимались такие исследователи как Антонян Ю.М., Иншаков С.Н., Лунеев В., Прядеин В.П., Серебрякова В.А., Кудрявцев В.Н., и др. В их работах, так или иначе, затрагивается гендерный аспект и указывается необходимость рассмотрения преступности с учётом пола, не только для достаточно полного рассмотрения криминологической характеристики личности, но и для более продуктивного составления профилактических мер.

В нашем исследовании мы предположили, что существуют качественные гендерные различия в мотивационной сфере личности преступника и своеобразной специфике мотивов совершения преступлений,

Исследование проводилось на базе Следственного изолятора №1 г. Ставрополя в период сентябрь-ноябрь 2007 года. В исследовании приняли участие 32 преступника (16 насильственных и 16 корыстных). Выборка была разбита по гендерному признаку, то есть насильственные и корыстные преступники по 8 женщин и 8 мужчин на каждый вид преступления. Возраст испытуемых 20-30 лет.

Для проведения исследования использовались следующие методики:

1.Методика «Диагностика мотивационной структуры личности»; 2.Опросник «МАС»; 3. ММРI; 4. Методика «Диагностика ригидности»; 5. Методика «Диагностика уровня эмпатии»; 6. Адаптированная методика «Диагностика потребности в поисках ощущений»; 7. Методика «Импульсивность».

В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Гендерная специфика преступной мотивации такова, что женщинам преступницам свойственна ригидность установок, импульсивность поступков, мужчинам же свойственна логичность преступных действий и большая лабильность установок.

2. Мотивом насильственных преступлений у женщин выступает защита себя от опасности, у мужчин преобладает инструментальная агрессия как средство достижения поставленной цели.

3. При совершении корыстных преступлений обоим типам преступников свойственно потребительское отношение к собственности и пренебрежение к общественному порядку, а также стремление к социальному престижу, однако женщины данной группы больше тяготеют к комфорту, а мужчины больше озабочены быстрым обогащением, также испытывают большее напряжение из-за отсутствия материальных благ. Однако мужчинам данной группы больше свойственна общая и творческая активность в продумывании и принятии решений, они более находчивы в выборе методов преступной деятельности.

4. Основной массе женщин-преступниц в меньшей степени свойственны асоциальные установки, у них нет устойчивых преступных убеждений. У мужчин же в большей мере наблюдается выраженная преступная направленность и сильные антисоциальные установки.

Таким образом, дальнейшие исследования гендерных особенностей преступных личностей позволят разработать наиболее эффективные методы психопрофилактики и психокоррекции преступного поведения.

Другое о образовании:

Общие сведения о типах предложений
В зависимости от положенного в основу классификации признаков различаются предложения: 1)Простые (состоящие из одной единицы) и сложные ( состоящие из двух или более предикативных единиц); 2) утвердительные и отрицательные – по характеру выражаемого в них отношения к действительности; 3)повествоват ...

Особенности нравственного развития младших школьников
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, о ...

Комбинированный урок
Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подстру ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru