Сравнительный анализ гендерных особенностей мотивации преступного поведения

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Сравнительный анализ гендерных особенностей мотивации преступного поведения

Значение категории мотива в изучении закономерностей поведения, в том числе преступного, безусловно велико. Исследования мотивации преступника позволяют взглянуть на преступление изнутри, не как на статистическую единицу во всем массиве преступности с ее собственными характеристиками и свойствами, а как на реальное конкретное поведение реального человека.

Несмотря на малоизученность гендерных особенностей преступного поведения, в литературе всё же имеется ряд источников, которые помогают пролить свет на особенности преступлений, связанные с половой спецификой личности. Данной проблемой занимались такие исследователи как Антонян Ю.М., Иншаков С.Н., Лунеев В., Прядеин В.П., Серебрякова В.А., Кудрявцев В.Н., и др. В их работах, так или иначе, затрагивается гендерный аспект и указывается необходимость рассмотрения преступности с учётом пола, не только для достаточно полного рассмотрения криминологической характеристики личности, но и для более продуктивного составления профилактических мер.

В нашем исследовании мы предположили, что существуют качественные гендерные различия в мотивационной сфере личности преступника и своеобразной специфике мотивов совершения преступлений,

Исследование проводилось на базе Следственного изолятора №1 г. Ставрополя в период сентябрь-ноябрь 2007 года. В исследовании приняли участие 32 преступника (16 насильственных и 16 корыстных). Выборка была разбита по гендерному признаку, то есть насильственные и корыстные преступники по 8 женщин и 8 мужчин на каждый вид преступления. Возраст испытуемых 20-30 лет.

Для проведения исследования использовались следующие методики:

1.Методика «Диагностика мотивационной структуры личности»; 2.Опросник «МАС»; 3. ММРI; 4. Методика «Диагностика ригидности»; 5. Методика «Диагностика уровня эмпатии»; 6. Адаптированная методика «Диагностика потребности в поисках ощущений»; 7. Методика «Импульсивность».

В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Гендерная специфика преступной мотивации такова, что женщинам преступницам свойственна ригидность установок, импульсивность поступков, мужчинам же свойственна логичность преступных действий и большая лабильность установок.

2. Мотивом насильственных преступлений у женщин выступает защита себя от опасности, у мужчин преобладает инструментальная агрессия как средство достижения поставленной цели.

3. При совершении корыстных преступлений обоим типам преступников свойственно потребительское отношение к собственности и пренебрежение к общественному порядку, а также стремление к социальному престижу, однако женщины данной группы больше тяготеют к комфорту, а мужчины больше озабочены быстрым обогащением, также испытывают большее напряжение из-за отсутствия материальных благ. Однако мужчинам данной группы больше свойственна общая и творческая активность в продумывании и принятии решений, они более находчивы в выборе методов преступной деятельности.

4. Основной массе женщин-преступниц в меньшей степени свойственны асоциальные установки, у них нет устойчивых преступных убеждений. У мужчин же в большей мере наблюдается выраженная преступная направленность и сильные антисоциальные установки.

Таким образом, дальнейшие исследования гендерных особенностей преступных личностей позволят разработать наиболее эффективные методы психопрофилактики и психокоррекции преступного поведения.

Другое о образовании:

Проведение экспертизы деятельности региональных психологических служб системы образования
Целью является оказание практической помощи руководителям районных, городских органов управления образованием по вопросам проведения экспертизы деятельности региональных психологических служб. Региональная психологическая служба создается в целях обеспечения социальных и психологических условий для ...

Опыт работы Европа-школы
Нам удалось познакомиться с опытом одной из Европа-школ, где среди других языков изучается и русский. На каждой возрастной ступени работают 2 параллельных класса. В подготовительных классах учится по 16 детей. С 1 класса планируемая наполняемость составляет 24 ученика. Русско- и немецко- говорящие ...

Преобразования Галилея
Преобразования Галилея – это уравнения, связывающие координаты и время некоторого события в двух инерциальных системах отсчета. Событие определяется местом, где оно произошло (координаты ), и моментом времени , когда произошло событие. Событие полностью определено, если заданы четыре числа: – коорд ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru