Нравственное развитие школьников как педагогическая проблема

Новая педагогика » Нравственное развитие школьников как педагогическая проблема

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно. Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученых: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др. уделяли огромное внимание нравственному развитию и становлению личности.

Но многие из исследований в последние годы не повторялись, поэтому судить о том, насколько полно они отражают быстроменяющуюся социальную действительность трудно, поскольку в нашей стране за последние годы, практически во всех сферах жизни, произошли существенные изменения, которые наложили свой отпечаток на сознание людей и систему образования.

На сегодня актуально исследование возрастных особенностей формирования нравственного сознания, т.к. на различных возрастных этапах воспитания детей различно и должно строится с учетом этих особенностей, что позволяет максимально ускорить продвижение детей в нравственном развитии.

Основываясь на актуальности нашей проблемы, мы определили методологический аппарат исследования.

Объект исследования – нравственное сознание и поведение детей школьного возраста.

Предмет исследования – особенности нравственного становления на различных возрастных этапах.

Сказанное выше и обусловило цель нашего исследования - изучить возрастные особенности нравственного сознания и нравственного поведения школьников.

Гипотеза – можно предположить, что знание особенностей формирования нравственного сознания на различных возрастных этапах будет способствовать успешному нравственному развитию.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Проанализировать понятия нравственное развитие, нравственное самовоспитание.

3. Рассмотреть влияние различных факторов на формирование личности и этапы развития нравственности.

4. Изучить возрастные закономерности нравственного развития детей.

На основе теоретического изучения проблемы дипломного исследования были определены методы исследования:

ü Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;

ü Аналитико-синтетический метод.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что даны понятия нравственного развития, нравственного самовоспитания; проанализировано влияние различных факторов на формирование личности, изучены возрастные закономерности нравственного развития детей.

Другое о образовании:

Работа с коллективом родителей
Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, об мен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителе ...

Пути и средства сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Сенсорное развитие осуществляется на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. Приоритетные направления работы по развитию сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития определяются с учето ...

Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru