Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе

Новая педагогика » Особенности познавательного развития мальчиков и девочек дошкольников » Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе

Страница 1

Проблема психологических, личностных, поведенческих различий между мальчиками и девочками интересовала, в основном зарубежных исследователей, и интенсивно разрабатывалась ими, особенно в последние три десятка лет. С одной стороны ряд психологических экспериментальных исследований, обобщенных Ш. Берн показали, что различия, существующие между представителями мужского и женского полов, составляют не более 10%. В большинстве (90%) случаев, как утверждают авторы другого образа экспериментальных работ по этой проблеме E.E. Maccoby, C.N. Jacklin, 1974, распределение мужской и женской выборок совпадают. По мнению Шон Берн (2001), проявление большого интереса к отличиям, чем к сходствам неоправданно: «…при ближайшем рассмотрении становиться ясно, что эти отличия возникают из-за нашего личного и из-за разницы в требованиях, предъявляемых социумом к мужской и женской гендерной роли».

С другой стороны, экспериментальная психология оперирует множеством данных, подчеркивающих значение полового фактора в психическом развитии человека.

Интересно исследование таких психологов, как H. Van Duyne, D. Scanlan (1976), описанное Ш. Берн (2001). Ими обнаружено, что у мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем. У девочек для речевого контроля выделены два фактора: общая зрительно – моторная координация и тонкие перцептивно – моторные умения. У мальчиков – один недифференцированный фактор: слуховые, зрительные и моторно – перцептивные способности, содержащие языковой компонент. Выявлено, что у мальчиков решение пространственных задач происходит более успешно, чем у девочек, но после тренировки эти различия уменьшаются (P. Blatter, 1983). Вебер (D.P. Waber, 1976) связал различия в когнитивных способностях мальчиков и девочек с различием в сроках их созревания. К.Э. Павлович, З.Н. Брикс (1981) обнаружили у мальчиков, в отличие от девочек, более высокие показатели силы нервных процессов. Е. Маккоби и К. Джеклин показали, что у девочек по сравнению с мальчиками лучше развит вербальный интеллект. А у мальчиков по сравнению с девочками лучше развиты зрительно – пространственные и математические способности.

Превосходство женщин в развитии речевых функций начинается с детского возраста. В 18 месяцев девочки знают около 50 слов, а мальчики таким количеством слов овладеют к 22 месяцам. В дальнейшем речь девушек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю. Навыками чтения девочки также овладевают раньше мальчиков. Т.В. Виноградова и В.В. Семенов (1993), проанализировав ряд работ зарубежных исследователей, посвященных половым различиям в познавательной сфере, в которых обследовались дети разного возраста, пришли к выводу, что девочки в своём интеллектуальном развитии (примерно до 7 лет) опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального развития не отличаются.

В отечественной психологической науке имелись немногочисленные работы, рассматривавшие вопрос о существовании психофизиологических и психологических различий между мальчиками и девочками. Так, в 1960-х годах эта проблема была поставлена и изучалась ленинградским психологом Б.Г. Ананьевым и его учениками на контингенте взрослых людей. Согласно Б.Г. Ананьеву (1968), возраст и половая принадлежность – важнейшие индивидные свойства человека. По мнению социолога И.С. Кона (1981), важно учитывать половые различия при изучении формирования личности, так как «…все или почти все онтогенетические характеристики являются …половозрастными…» (с. 47). Самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», – это половая принадлежность, пишет И.С. Кон (1981).

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Взаимосвязь лепки с другими видами деятельности и занятиями
С изобразительной деятельностью. Изобразительная деятельность, кроме лепки, включает ещё такие виды занятий, как рисование, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире, которые конкретизируются в зависимости от особе ...

Педагогический тест как объективный способ оценивания
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. По мере использования тестов была сформирована их классификация по цели и содержанию: · тесты личности ...

Исторические и методические аспекты проблемы преподавания математики в России
Долгое время история математического образования не являлась специальным объектом научных исследований, и ее отдельные грани освещались либо в рамках истории развития различных учебных заведений, либо в контексте истории математики, либо на фоне материалов, посвященных персоналиям. Поэтому отрадно ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru